В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Глубокие цивилизационные изменения современного мира, произошедшие за последние 40-50 лет (ориентировочно с 1960-х годов), поставили общество и школу перед необходимостью переосмысления комплекса вопросов, связанных с образованием, и, как следствие, сущности процесса обучения. Вхождение в постиндустриальное общество, которое воплощается, в первую очередь, «…в утрате промышленностью, организованной на основе стандартизации и массового производства, своей центральной роли…», в равной степени как повысило ценность образования, так и изменило его функцию.
Образование не устраивает сегодня его потребителей. Образовательная система оказалась инерционной в новых условиях, которые можно охарактеризовать увеличившимся объемом знаний, необходимых для жизнедеятельности каждого человека и общества в целом, и увеличившимся темпом обновления значительной части этих знаний. И в этом смысле система образования не всегда успевает адекватно реагировать на стремительные изменения в обществе и экономике. Жизненно необходимая часть новых знаний либо не преподается, либо преподается старыми методами, что ставит под вопрос достижение образовательных целей. Особое значение в новых условиях приобретает и переосмысление образовательных целей.
В условиях изменения современного мира особенно актуальными становятся вопросы, касающиеся образовательных результатов как отражения целей образования: «Что есть образовательный результат?», «Как определять образовательные результаты?», «Как количественно выразить итог определения образовательных результатов (как оценить образовательный процесс)?». Растет понимание значимости мониторинга образовательных результатов и эффектов.
Эксперты отмечают, что в развитых странах сбор и анализ информации об эффективности функционирования системы образования являются важнейшими задачами органов управления образованием, поскольку это определенный инструмент в управлении продуктивными изменениями. Управление российским образованием отличается от принятой в развитых странах практики – оно не ориентировано на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов. Эту ситуацию в школьном обучении высвечивают, например, результаты исследования Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (РISА), которые показали, что одновременно с наличием уверенных математических и естественнонаучных знаний сегодня российским учащимся не хватает навыков применения имеющихся знаний в реальных жизненных ситуациях.
В российской системе образования в настоящее время ведется поиск средств систематического мониторинга образовательных результатов и социальных эффектов на местном, региональном и федеральном уровнях, поскольку ни ЕГЭ, ни научные соревнования не являются адекватными средствами мониторинга и оценки качества образования, соответствующими ситуации современного общества.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью разработки методов и критериев оценки качества образовательных результатов и эффектов на примере модульных образовательных программ в системе дополнительного образования.
Целью исследования является – разработка и практическая апробация методики измерения образовательных результатов на примере образовательной программы «Топ менеджеры будущего».
Гипотеза исследования: предложенная модель образовательных результатов и разработанная методика позволяют зафиксировать определенные образовательные изменения среди участников интенсивных школ.
Для подтверждения и обоснования гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ существующих моделей образовательных результатов и предложить обобщающую модель.
Провести анализ существующих методик измерения образовательных результатов и разработать рабочую версию методики.
Провести измерение образовательных результатов с использованием предложенной методики.
Провести математико-статистический анализ полученных данных и провести верификацию гипотезы.
Сформулировать предложения и рекомендации по использованию методики.
Объектом исследования являются подходы к измерению образовательных результатов в различных образовательных практиках.
Предметом исследования являются образовательные результаты и эффекты, полученные в рамках интенсивной школы «Топ менеджеры будущего».
Методы исследования:
анализ научных текстов;
метод опроса – анкетирование, интервьюирование;
математико-статистический методы анализа.
Практическая значимость работы: предложенная модель образовательных результатов и разработанная методика их измерения может быть использована в мониторинге образовательных результатов в системе дополнительного образования и после соответствующей доработки в системе общего образования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе представлен анализ существующих подходов (концепций) образовательных результатов в различных современных педагогических системах и способов их измерения.
Во второй главе приводятся концептуальные основания, основные идеи и организационный формат образовательной программы «Топ менеджеры будущего», а также описываются подходы к измерению результатов в рамках этой программы.
В третьей главе приведено описание выполненного практического исследования: постановка задач, методы исследования и полученные результаты.
В заключении сформулированы результаты работы и представлена перспектива развития этой темы. В конце дипломной работы приводится список используемой литературы.
Сущность понятий "досуг", "свободное время"
Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает "быть свободным". Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает "быть р ...
Процессуальная сторона деятельности специалистов социальных служб
Составление индивидуальных карт Как показывают психологические исследования и практика, вмешательство со стороны встречает ярко выраженное сопротивление членов неблагополучной семьи. Хронические проб ...