Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

«Развивающее обучение» в педагогике

Страница 1

В начале 30-х годов 20 века русский психолог-гуманист Л.С.Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка как на свою непосредственную основную цель. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития…Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». Л.С.Выготский не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они не являются конечной целью обучения, а есть средство развития.

Наиболее полно идеи Л.С.Выготского были развиты в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец и др.), которая подтвердила реалистичность и плодотворность этих идей и, в конечном счете, привела к кардинальному пересмотру традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением. Включение этих процессов в контекст деятельности фактически означало отказ от сведения развития ребенка к развитию познавательных функций и выдвижение на первый план его становления как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Этот подход был сформулирован в начале 60-х гг. прошлого века Д.Б.Элькониным, который, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал ее своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизменении ребенком самого себя как субъекта. Тем самым был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, то есть хотеть, любить и уметь учиться. Развернутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований, осуществленных в 60-80-е гг. под общим руководством Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова.

Основными новообразованиями развивающего обучения являются: учебная деятельность и ее субъект; абстрактно-теоретическое мышление; произвольное управление поведением.

Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития. Развёрнутая во времени картина становления учебной деятельности есть процесс многоплановый, сложный, и ход его может идти многообразными путями.

В.В.Давыдов, один из авторов теории развивающего обучения, выстраивает тонкую конкретизацию понятия учебной деятельности: выделяет ведущие компоненты этого процесса: мотивы учебной деятельности, особенности целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

Каждый из основных компонентов учебной деятельности может характеризоваться различными качественными особенностями, которые позволяют судить о степени его сформированности у ученика. Так, компонент может практически полностью отсутствовать, не проявляется при решении учебных задач, – в этом случае можно говорить о его несформированности. Или он может проявляться лишь в своих элементарных формах, которые свидетельствуют лишь о начальных этапах его формирования. Наконец, он может обнаружиться в относительно совершенной, развитой форме, являющейся показателем достаточно полной его сформированности.

В табл. 1.1 представлены компоненты учебной деятельности и характеристики уровней их сформированности.

Таблица 1.1.

Уровни

Компоненты учебной деятельности

Учебно-познавательный интерес

Целеполагание

Учебное действие

Действие контроля

Действие оценки

1

Отсутствие интереса

Отсутствие цели действия

Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности

Отсутствие контроля

Отсутствие оценки

2

Реакция на новизну

Принятие практической задачи

Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем

Контроль на уровне непроизвольного внимания

Неадекватная ретроспективная оценка

3

Любопытство

Переопределение познавательной задачи в практическую

Неадекватный перенос учебных действий

Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Адекватная ретроспективная оценка

4

Ситуативный учебный интерес

Принятие познавательной задачи

Адекватный перенос учебных действий

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Неадекватная прогностическая оценка

5

Устойчивый учебно-познавательный интерес

Переопределение практической задачи в познавательную

Самостоятельное построение учебных действий

Потенциальный рефлексивный контроль

Потенциальная адекватная прогностическая оценка

6

Обобщенный учебно-познавательный интерес

Самостоятельная постановка новых учебных целей

Обобщение учебных действий

Актуальный рефлексивный контроль

Актуально-адекватная прогностическая оценка

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Компьютер и его архитектура
Компьютеры 40-х и 50-х годов были очень большими устройствами – огромные залы были заставлены шкафами с электронным оборудованием. Все это стоило очень дорого, поэтому компьютеры были доступны только ...

Основы используемого метода исследования
Для того, чтобы применять полученные знания по данной теме на практике необходимо перед этим провести собственные исследования. На основе исследований можно будет сделать вывод об эффективности приоб ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru