Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

«Развивающее обучение» в педагогике

Страница 1

В начале 30-х годов 20 века русский психолог-гуманист Л.С.Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка как на свою непосредственную основную цель. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития…Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». Л.С.Выготский не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они не являются конечной целью обучения, а есть средство развития.

Наиболее полно идеи Л.С.Выготского были развиты в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец и др.), которая подтвердила реалистичность и плодотворность этих идей и, в конечном счете, привела к кардинальному пересмотру традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением. Включение этих процессов в контекст деятельности фактически означало отказ от сведения развития ребенка к развитию познавательных функций и выдвижение на первый план его становления как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Этот подход был сформулирован в начале 60-х гг. прошлого века Д.Б.Элькониным, который, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал ее своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизменении ребенком самого себя как субъекта. Тем самым был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, то есть хотеть, любить и уметь учиться. Развернутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований, осуществленных в 60-80-е гг. под общим руководством Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова.

Основными новообразованиями развивающего обучения являются: учебная деятельность и ее субъект; абстрактно-теоретическое мышление; произвольное управление поведением.

Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития. Развёрнутая во времени картина становления учебной деятельности есть процесс многоплановый, сложный, и ход его может идти многообразными путями.

В.В.Давыдов, один из авторов теории развивающего обучения, выстраивает тонкую конкретизацию понятия учебной деятельности: выделяет ведущие компоненты этого процесса: мотивы учебной деятельности, особенности целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

Каждый из основных компонентов учебной деятельности может характеризоваться различными качественными особенностями, которые позволяют судить о степени его сформированности у ученика. Так, компонент может практически полностью отсутствовать, не проявляется при решении учебных задач, – в этом случае можно говорить о его несформированности. Или он может проявляться лишь в своих элементарных формах, которые свидетельствуют лишь о начальных этапах его формирования. Наконец, он может обнаружиться в относительно совершенной, развитой форме, являющейся показателем достаточно полной его сформированности.

В табл. 1.1 представлены компоненты учебной деятельности и характеристики уровней их сформированности.

Таблица 1.1.

Уровни

Компоненты учебной деятельности

Учебно-познавательный интерес

Целеполагание

Учебное действие

Действие контроля

Действие оценки

1

Отсутствие интереса

Отсутствие цели действия

Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности

Отсутствие контроля

Отсутствие оценки

2

Реакция на новизну

Принятие практической задачи

Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем

Контроль на уровне непроизвольного внимания

Неадекватная ретроспективная оценка

3

Любопытство

Переопределение познавательной задачи в практическую

Неадекватный перенос учебных действий

Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Адекватная ретроспективная оценка

4

Ситуативный учебный интерес

Принятие познавательной задачи

Адекватный перенос учебных действий

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Неадекватная прогностическая оценка

5

Устойчивый учебно-познавательный интерес

Переопределение практической задачи в познавательную

Самостоятельное построение учебных действий

Потенциальный рефлексивный контроль

Потенциальная адекватная прогностическая оценка

6

Обобщенный учебно-познавательный интерес

Самостоятельная постановка новых учебных целей

Обобщение учебных действий

Актуальный рефлексивный контроль

Актуально-адекватная прогностическая оценка

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Обучение учебному сотрудничеству
Покажем на примере, как коммуникативные опоры позволяют плавно перейти от тренировки к речевой практике. Цель занятия: Совершенствование навыков употребления простого будущего времени в утвердительны ...

Анализ педагогического опыта по проблеме использования дидактических игр как средства развития познавательного интереса на уроках в начальных классах
Анализ опыта педагогов позволяет утверждать, что на уроках окружающего мира педагоги используют различные дидактические игры. Каждая игра нацелена на решение дидактических задач. Например, задачи игр ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru