Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Формирование позиции педагога–исследователя начальной школы в курсе "Методы педагогического исследования"

Педагогика и воспитание » Формирование позиции педагога–исследователя начальной школы в курсе "Методы педагогического исследования"

Методика преподавания образовательного модуля "Методы педагогического исследования" апробировалась в Красноярском государственном университете (2003 год) на биологическом, химическом факультете (группы Б-41, Б-43, Б-46, Б-52, Х-43, Х-53). Я выражаю благодарность всем студентам, принимавшим участие в практической апробации образовательного модуля Гавричковой О., Ефимовой Т., Залалутдиновой Ф., Колесникову О., Переваловой О., Порошиной И., Лифшиц Ю., Шмановой Е., Юшковой Е., Филимонову К., Крашаковой Т., Тарасовой Т.

Я хотела бы поблагодарить Ефимова В.С. за содержательную, организационную и моральную поддержку, которая сделала возможным осуществление практической апробации на более высоком уровне.

До конца осознать содержание позиции педагога-исследователя мне удалось благодаря помощи, оказанной кандидатом физико-математических наук, профессором Ароновым А.М. В связи с этим, я выражаю особую благодарность Александру Моисеевичу за содержательную поддержку.

В заключение хочется выразить благодарность В.С. Ефимову уже как научному руководителю за моральную поддержку и научное руководство в целом.

Современные изменения в обществе носят глобальный цивилизационный характер. Новая волна цивилизации связана с развитием информационного постиндустриального общества, которое идет на смену обществу индустриального типа.

Постмодернизм, как культурное оформление постиндустриального общества, сегодня можно воспринимать как широкое культурное направление, в чью орбиту в последние десятилетия попадают гуманитарные науки, различные виды искусства, а также различные сферы жизнедеятельности человека. Как отметил Э. Тоффлер, характерной инновационной чертой постиндустриального общества является смена приоритетов от материального производства к производству знаний, при этом происходит смена парадигмы труда на творчество. Труд, как основа индустриального общества, состоит в повторении уже пройденного человеческого опыта. Основой постиндустриального общества являются творческий подход, нестандартность приемов и новизна, позволяющие создать креативное культурное пространство для современного и будущего человека

Соответственно, необходимым становится разработка новых образовательных технологий, обеспечивающих развитие творческого потенциала человека. Если применение традиционных методов направлено на передачу знаний, формирование умений и навыков, то применение новых технологий в учебном процессе должно способствовать развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей учащихся. Актуальной социальной задачей является необходимость создания и массового распространения новых образовательных технологий, соответствующих ситуации постиндустриального общества - требующей от человека творческого отношения, инициативы и готовности к изменениям.

Таким образом, новая культурная и социальная ситуация обусловливают необходимость нового образования и новой фигуры педагога: педагога проектировщика, педагога исследователя, педагога эксперта и консультанта, содержанием педагогической деятельности которого является творческий подход к складывающимся педагогическим ситуациям.

Актуальность дипломной работы определяется необходимостью оформления новых педагогических технологий, обеспечивающих решение социально-педагогических задач формирования у педагога исследовательской позиции.

Целью дипломной работы является технологическое оформление и практическая апробация тематических фрагментов образовательного модуля "Методы педагогического исследования", в рамках которого происходит формирование позиции педагога-исследователя начальной школы.

Для достижения цели был решен ряд конкретных задач:

сделан обзор существующих педагогических парадигм и образовательных технологий;

оформлена модель образовательного процесса в рамках модуля "Методы педагогического исследования";

описаны педагогические методы и приемы организации учебного процесса в рамках образовательного модуля "Методы педагогического исследования";

проведена практическая апробация тематических фрагментов содержания образовательного модуля "Методы педагогического исследования".

Предметом дипломной работы является - технологическое оформление и практическая апробация тематических фрагментов образовательного модуля "Методы педагогического исследования".

Рабочая гипотеза состоит в том, что данный модуль можно оформить (описать) как технологию и это описание может использоваться в педагогической практике.

При выполнении дипломной работы использовались следующие методы:

анализ литературы;

анализ содержания образовательного модуля "Методы педагогического исследования";

метод включенного наблюдения;

практическая апробация образовательного модуля на занятиях со студентами четвертого, пятого курса химического и биологического факультетов Красноярского государственного университета, получающих дополнительную квалификацию "Преподаватель" на психолого-педагогическом факультете Красноярского государственного университета.

Основные результаты дипломной работы:

проведен анализ литературы, в которой описаны современные образовательные технологии;

оформлена схема образовательного процесса модуля "Методы педагогического исследования", которая включает в себя: актуализацию представлений; введение базовых понятий; пробные действия "на себе"; обсуждение результатов, анализ трудностей и способов их преодоления; планирование исследования; проведение исследования; описание метода, анализ результатов; обсуждение результатов исследования;

оформлена модель движения учащихся, включающая в себя пробные действия "на себе", планирование, исследование, рефлексию;

разработаны методические принципы организации учебно-образовательного модуля;

представлены особенности образовательной ситуации, направленной на формирование позиции педагога-исследователя начальной школы в рамках образовательного модуля "Методы педагогического исследования";

педагог исследователь начальная школа

проведена практическая апробация методов, приемов, методических принципов, разработанных в рамках образовательного модуля.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе проводится теоретический анализ существующих представлений о деятельности, научно-исследовательской деятельности, педагогической деятельности, деятельности педагога-исследователя в контексте современной социально-культурной ситуации.

Во второй главе приводятся концептуальные основания и содержание образовательного модуля "Методы педагогического исследования".

Третья глава посвящена изложению методов и приемов, позволяющих формировать у студентов позицию педагога-исследователя начальной школы в рамках образовательного модуля "Методы педагогического исследования".

В заключении представлены основные результаты работы, сформулированы выводы, представлены рекомендации по практическому использованию результатов дипломной работы. В конце дипломной работы приводится приложение, в котором представлено методическое описание тематического блока "Метод формирующего эксперимента" образовательного модуля.

Нюансы образования:

Некоторые особенности словаря младших школьников
Словарный запас учеников начальных классов отличается от лексикона старших школьников. Дети не сразу усваивают лексическое значение многих слов. Среди особенностей словаря учащихся начальной школы мо ...

Основные группы методов обучения
При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебно-познаватель ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru