Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Формирование позиции педагога–исследователя начальной школы в курсе "Методы педагогического исследования"

Педагогика и воспитание » Формирование позиции педагога–исследователя начальной школы в курсе "Методы педагогического исследования"

Методика преподавания образовательного модуля "Методы педагогического исследования" апробировалась в Красноярском государственном университете (2003 год) на биологическом, химическом факультете (группы Б-41, Б-43, Б-46, Б-52, Х-43, Х-53). Я выражаю благодарность всем студентам, принимавшим участие в практической апробации образовательного модуля Гавричковой О., Ефимовой Т., Залалутдиновой Ф., Колесникову О., Переваловой О., Порошиной И., Лифшиц Ю., Шмановой Е., Юшковой Е., Филимонову К., Крашаковой Т., Тарасовой Т.

Я хотела бы поблагодарить Ефимова В.С. за содержательную, организационную и моральную поддержку, которая сделала возможным осуществление практической апробации на более высоком уровне.

До конца осознать содержание позиции педагога-исследователя мне удалось благодаря помощи, оказанной кандидатом физико-математических наук, профессором Ароновым А.М. В связи с этим, я выражаю особую благодарность Александру Моисеевичу за содержательную поддержку.

В заключение хочется выразить благодарность В.С. Ефимову уже как научному руководителю за моральную поддержку и научное руководство в целом.

Современные изменения в обществе носят глобальный цивилизационный характер. Новая волна цивилизации связана с развитием информационного постиндустриального общества, которое идет на смену обществу индустриального типа.

Постмодернизм, как культурное оформление постиндустриального общества, сегодня можно воспринимать как широкое культурное направление, в чью орбиту в последние десятилетия попадают гуманитарные науки, различные виды искусства, а также различные сферы жизнедеятельности человека. Как отметил Э. Тоффлер, характерной инновационной чертой постиндустриального общества является смена приоритетов от материального производства к производству знаний, при этом происходит смена парадигмы труда на творчество. Труд, как основа индустриального общества, состоит в повторении уже пройденного человеческого опыта. Основой постиндустриального общества являются творческий подход, нестандартность приемов и новизна, позволяющие создать креативное культурное пространство для современного и будущего человека

Соответственно, необходимым становится разработка новых образовательных технологий, обеспечивающих развитие творческого потенциала человека. Если применение традиционных методов направлено на передачу знаний, формирование умений и навыков, то применение новых технологий в учебном процессе должно способствовать развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей учащихся. Актуальной социальной задачей является необходимость создания и массового распространения новых образовательных технологий, соответствующих ситуации постиндустриального общества - требующей от человека творческого отношения, инициативы и готовности к изменениям.

Таким образом, новая культурная и социальная ситуация обусловливают необходимость нового образования и новой фигуры педагога: педагога проектировщика, педагога исследователя, педагога эксперта и консультанта, содержанием педагогической деятельности которого является творческий подход к складывающимся педагогическим ситуациям.

Актуальность дипломной работы определяется необходимостью оформления новых педагогических технологий, обеспечивающих решение социально-педагогических задач формирования у педагога исследовательской позиции.

Целью дипломной работы является технологическое оформление и практическая апробация тематических фрагментов образовательного модуля "Методы педагогического исследования", в рамках которого происходит формирование позиции педагога-исследователя начальной школы.

Для достижения цели был решен ряд конкретных задач:

сделан обзор существующих педагогических парадигм и образовательных технологий;

оформлена модель образовательного процесса в рамках модуля "Методы педагогического исследования";

описаны педагогические методы и приемы организации учебного процесса в рамках образовательного модуля "Методы педагогического исследования";

проведена практическая апробация тематических фрагментов содержания образовательного модуля "Методы педагогического исследования".

Предметом дипломной работы является - технологическое оформление и практическая апробация тематических фрагментов образовательного модуля "Методы педагогического исследования".

Рабочая гипотеза состоит в том, что данный модуль можно оформить (описать) как технологию и это описание может использоваться в педагогической практике.

При выполнении дипломной работы использовались следующие методы:

анализ литературы;

анализ содержания образовательного модуля "Методы педагогического исследования";

метод включенного наблюдения;

практическая апробация образовательного модуля на занятиях со студентами четвертого, пятого курса химического и биологического факультетов Красноярского государственного университета, получающих дополнительную квалификацию "Преподаватель" на психолого-педагогическом факультете Красноярского государственного университета.

Основные результаты дипломной работы:

проведен анализ литературы, в которой описаны современные образовательные технологии;

оформлена схема образовательного процесса модуля "Методы педагогического исследования", которая включает в себя: актуализацию представлений; введение базовых понятий; пробные действия "на себе"; обсуждение результатов, анализ трудностей и способов их преодоления; планирование исследования; проведение исследования; описание метода, анализ результатов; обсуждение результатов исследования;

оформлена модель движения учащихся, включающая в себя пробные действия "на себе", планирование, исследование, рефлексию;

разработаны методические принципы организации учебно-образовательного модуля;

представлены особенности образовательной ситуации, направленной на формирование позиции педагога-исследователя начальной школы в рамках образовательного модуля "Методы педагогического исследования";

педагог исследователь начальная школа

проведена практическая апробация методов, приемов, методических принципов, разработанных в рамках образовательного модуля.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе проводится теоретический анализ существующих представлений о деятельности, научно-исследовательской деятельности, педагогической деятельности, деятельности педагога-исследователя в контексте современной социально-культурной ситуации.

Во второй главе приводятся концептуальные основания и содержание образовательного модуля "Методы педагогического исследования".

Третья глава посвящена изложению методов и приемов, позволяющих формировать у студентов позицию педагога-исследователя начальной школы в рамках образовательного модуля "Методы педагогического исследования".

В заключении представлены основные результаты работы, сформулированы выводы, представлены рекомендации по практическому использованию результатов дипломной работы. В конце дипломной работы приводится приложение, в котором представлено методическое описание тематического блока "Метод формирующего эксперимента" образовательного модуля.

Нюансы образования:

Определение уровня скоростно–силовых способностей мышц плечевого пояса в 7 классе
Уровень скоростно–силовых способностей мышц плечевого пояса в седьмом классе определяется путем проведения физических упражнений на время. К упражнениям, развивающим мышцы плечевого пояса, относятся ...

Дидактические требования к уроку
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; определение оптимального со ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru