Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методологические основы проектирования образовательных технологий

Страница 1

Для нас по данному вопросу наиболее интересными являются результаты методологических разработок Зинченко А.

Зинченко А. выделял три типа учебного плана: организационную форму, где в пространстве и времени связано имитационное освоение работ, соответствующий образ жизни и культурные нормы, прикрепленную к школе, учителю и т.д.

Первый тип учебного плана, который Зинченко А. условно называет "образец" описывает деятельность учителя-мастера (схема 2.1).

Схема 2.1

На схеме учебного плана типа "образец" в центре внимания находится образец, демонстрирующий определенную деятельность или мышление. Это конкретный человек, который хорошо умеет что-то делать. Если найдется другой, желающий скопировать данный образец, то такая функциональная структура уже может быть обозначена как "учитель" и "ученик". Ведущим содержанием в этой схеме является образ жизни образца-учителя. Ученики, прежде всего, ориентируются на образ жизни, который будет им обеспечен в результате учения.

Второй тип учебного плана построен вокруг культурных норм и учитель там куда менее значим. Ядром такого учебного плана является "образовательный конвейер", который протаскивает учеников через серии занятий с различными преподавателями-предметниками. В конце конвейера ожидается получение сертификата о пройденных занятиях. Задача преподавателя - "посадить" содержание своего предмета на всех учеников (схема 2.2). Такая форма организации является сегодня наиболее распространенной в системе массовой подготовки: в средней школе и в вузах. У истоков этой схемы - классно-урочной - стоит фигура Я.А. Коменского.

Схема 2.2

Третий тип учебного плана, по мнению Зинченко, обеспечивает надежную подготовку человека к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миром сферах мыследеятельности (схема 2.3).

Схема 2.3

В учебном плане третьего типа главное место занимают целевые работы, которые можно выполнять в имитационном режиме. Целевые работы необходимо пройти, чтобы на выходе получить опыт создания структуры новых работ (и соответствующих рабочих мест) - это есть выходной продукт учебного плана третьего типа. Второй слой на схеме - тренажеры. Для прорыва к целевым работам необходимы точки опоры, инструменты, способы и техники вхождения в работы. Третий, нижний слой - оснащение целевых работ и занятий на тренажерах необходимыми сопровождающими занятиями.

Движение на всех шагах подготовки условно разделено на два этапа: 1 - предуготовление к проектным разработкам (средняя школа), 2 - проектирование, реализация, эксплуатация и т.п. новых рабочих мест (высшие формы образования).

В рамках первого этапа выделены четыре шага (примерно соответствуют последним четырем классам средней школы): fitness (формирование готовности к обучению в имитационных системах целевых работ); освоение работ со знаками, схемами и знаниями (для обозначения пространства интеллектуальных работ); введение в устройство основных сфер мыследеятельности (оргуправление, инженерия и др.); проектирование индивидуальной траектории в сфере образования (чтобы владеть деятельностью учения и быть независимым от учителей, образцов и классно-урочных машин в дальнейшей жизни).

На втором этапе (в высшем учебном заведении) осваиваются проектировочная мыследеятельность и аналитика, обеспечивающая реализацию проектов, а также проводятся пусконаладочные работы и отрабатывается нормальное функционирование (эксплуатация) новой структуры рабочих мест. Последний год подготовки посвящается передаче накопленного опыта следующим поколениям в ходе работ по технологизации (выявлению того, что необходимо транслировать) и захоронению ошибок.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Важнейшая задача образовательного процесса – помочь детям овладеть созданным человечеством культурным достоянием
Человеческая природа, доказывал Каптерев, изменяется и улучшается культурой. «Продолжительные культурные упражнения влияют на орган душевной деятельности – мозг, не только увеличивая его объем, но и ...

Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное обучение, ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru