Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методологические основы проектирования образовательных технологий

Страница 2

По мнению Зинченко, для организации работы есть всего два варианта: первый - имеется мастер, который осуществляет работу, второй - выполнение работы по инструкции. Размышлять над вопросом: как научиться работать в рамках учебного плана третьего поколения, можно используя схему тренажера и схему игровой имитации.

Итак, схема тренажера. Чтобы стать мастером (научиться работать) можно воспользоваться услугами учителя (схема 2.1). По мнению Зинченко, с точки зрения обучаемого, учитель и все, что он делает с учеником, может быть представлено в схеме тренажера (схема 2.4, вводится с использованием базовой методологической схемы акта мыследеятельности Г.П. Щедровицкого (схема 1.1)).

Схема 2.4

В данной схеме нет мест, указывающих на субъект-актора: способности, сознание, цели, индивидуальные характеристики и т.п. Данные места Зинченко заменяет тренером-инструктором. Тренер-инструктор загоняет обучаемого в машину работ и помогает освоить действия, позволяющие преобразовать исходный материал в продукт, рассказывает ученику, как работает тренажер. Тренажер дает возможность воспроизводить действия в рамке уже исполнявшихся работ. На тренажере работа происходит через тренирующегося (работа делает тренирующегося своим элементом).

Если нужно готовить людей к действиям в сложно организованных сферах действия или к таким деятельностям, которых еще вообще не существует (и обучающимся предстоит их создать), то, по мнению Зинченко, необходимо организовать подготовку в имитационных формах. Имитация предполагает такую организацию работ, проходя через которую можно подготовиться к созданию новых сфер деятельности и выполнению работ, которые никто не может показать. По своему собственному содержанию такая имитация есть игра. Имитационные работы невозможны без игрового отношения. Их необходимо выполнить на полном серьезе, но понимая при этом, что "нормальный" продукт получить не удастся (схема 2.5).

Схема 2.5

В нижней части схемы обозначено место, по поводу которого развертываются имитационные игры. Это то, что человек не знает и не умеет, но обязательно должен научиться делать. Это место явным и неявным образом регулирует протекание всех имитационных работ (верхняя часть схемы).

Поскольку мастера и инструкции нет, то необходимо разбить работу на три части: подготовительную, игровое исполнение (розыгрыш), аналитический разбор.

Подготовительная часть предполагает создание (конструирование, проектирование) того, что будет разыграно в виде общей схемы, и отработку плана действий (операции и процедуры) самого розыгрыша. Схемы разрабатываются в ориентации на имитацию определенной сферы деятельности или для решения проблемы, не имеющей какой-либо предметно-профессиональной определенности.

Участники проходят инструктаж и тренировки по исходным схемам перед розыгрышем. Принятие игровых ролей, места, позиции требует от участников игры готовности меняться.

Фаза розыгрыша делает организаторов и участников игры равными в условиях ситуативных столкновений (организаторы такие же игроки, как и все остальные; они не знают, каким будет конечный продукт игры, и не могут поэтому работать в позиции инструктора). Все играющие входят в предложенную организаторами схему, но игровые процессы начинают эту схему расшатывать и ломать. Организаторы должны это понимать и не держаться за свои схемы до последнего, тогда у них появляется возможность развернуть и конструктивно обогатить собственные представления и схемы.

Завершающая фаза игровой имитации - аналитический разбор. Он позволяет уже не в игровой, а в спокойной обстановке произвести анализ и критику исходных схем, их развертывание и обогащение. Организаторы и участники за счет этого могут увидеть направления решения проблем, накопить опыт работ - уникальный и неповторимый (прошедшие игру без после игрового анализа и разбора - это не более чем материал, по мнению Зинченко, на котором развертывалась игра).

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Развивающее обучение решению математических задач
На современном этапе образования под развивающим обучением понимается обучение младших школьников общим приемам умственной деятельности, а на уроках математики – общим приемам по усвоению математичес ...

Стили педагогического общения
Индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с обучаемыми определяют стиль педагогического общения. Общеизвестны наиболее распространенные из них: Стиль «совместное творчество» на ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru