Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Концепция, структура и содержание образовательного модуля "Методы педагогического исследования"

Педагогика и воспитание » Формирование позиции педагога–исследователя начальной школы в курсе "Методы педагогического исследования" » Концепция, структура и содержание образовательного модуля "Методы педагогического исследования"

Страница 1

В системе социогуманитарного образования образовательный модуль "Методы педагогического исследования" занимает важное место. Модуль относится к блоку специальных дисциплин, обеспечивающих получение студентами педагогической квалификации "Преподаватель". Назначение образовательного модуля заключается в подготовке студентов к проведению психолого-педагогических исследований в будущей профессиональной деятельности и, в частности - в рамках выполняемых курсовых/дипломных работ. "Методы педагогического исследования" - практикоориентированный курс, предназначенный для культурного оформления исследовательского опыта, освоения исследовательских традиций и методологии в психологической и педагогической научной и практической работе; анализа методов и приемов исследований, применяемых в курсовых/дипломных работах.

Главными образовательными задачами модуля являются следующие задачи:

сформировать у студентов основные представления об исследовательской деятельности и специфике гуманитарных (психолого-педагогических) исследований;

обеспечить проведение практических (пробных) исследований с использованием теоретического материала курса;

подготовить студентов к проведению педагогических исследований в рамках выполняемых курсовых или дипломных работ и будущей профессиональной деятельности.

Концепция образовательного модуля "Методы педагогического исследования" состоит в том, чтобы средствами образования выстроить систему ситуаций, в рамках которых студенты самостоятельно проводят исследования, и таким образом понимают и осваивают исследовательскую позицию и исследовательскую деятельность.

Центральное место в учебно-образовательном пространстве модуля занимают работы, выполняемые в имитационном режиме, в ходе которых можно пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и накапливать опыт делания. Такие работы позволяют оформлять для студентов исследовательскую действительность и на выходе получать опыт создания структуры новых работ.

Содержанием образовательного модуля является освоение методов педагогического исследования.

Базовой единицей образовательного модуля является метод (схема 2.6). Каждый метод задается в исследовательском проекте (исследовательский проект представляет собой образовательную форму, задача которого заключается в освоении метода). Образовательный модуль выстроен как система исследовательских проектов - как освоение методов, как собственный опыт участия в проектах.

Схема 2.6

Схема описывает ситуацию, делающую необходимой специальную разработку метода.

Предположим, что есть некоторая группа людей, которая осуществляет "новую" деятельность для достижения необходимых целей. Предположим так же, что есть индивид, перед которым стоят те же цели, но они не могут быть достигнуты известными ему путями. Для достижения целей данному индивиду необходимо научиться осуществлять "новые" действия, это, в свою очередь, заставляет его строить новую систему действий. Таким образом, данный индивид должен построить определенную процедуру, но не знает как это сделать. Выходом из сложившейся ситуации будет разработка индивидом "для самого себя" метода для освоения "новой" предметности.

Важным моментом здесь является то, что при всех условиях разработка метода предполагает со стороны индивида два существенно различных отношения: одно - к предстоящей деятельности (проектное), другое - к уже построенным процедурам. Первое отношение должно быть проектным, второе - специфически исследовательским, аналитическим; это фиксируется в схеме специальной рефлексивной позицией.

В рамках образовательного модуля "Методы педагогического исследования" студенты осваивают следующие методы:

метод рейтинга, самооценки;

методы тестирования;

метод наблюдения;

методы опроса: беседа, интервью, глубинное интервью, фокусированное групповое интервью, анкетирование;

метод формирующего эксперимента;

методы обработки результатов;

метод проектирования.

Организационный формат образовательного модуля "Методы педагогического исследования"

Базовой схемой образовательного модуля "Методы педагогического исследования" является имитационная схема, которая предложена и используется методологом А. Зинченко (см. п.2.1). Она описывает имитационную систему (форму организации работ), направленную на развитие участников работ.

Базовыми этапами образовательного процесса модуля являются:

пробное действие "на себе", "принцип проживания". Центральным моментом на данном этапе является то, что студент осуществляет пробные действия "на себе": применяет "к себе" различные методики, проводит исследование "на себе", осваивает позицию испытуемого, что позволяет ему прочувствовать ситуацию;

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru