В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Работа педагога с ребенком в домашних условиях представляет собой новую форму обучения и диагностики состояния детей, нуждающихся в особой поддержке из-за невозможности адаптации к условиям образовательных учреждений.
Для таких детей характерны неравномерный или замедленный темп развития, негативное отношение к обучению, значительные коммуникативные трудности. Спектр нарушений, а также их сочетаний настолько разнообразен, что совместное с другими детьми обучение практически невозможно, даже при условии подбора разнотемповых и разноуровневых программ. В то же время очевидна необходимость общения этих детей со сверстниками с целью формирования у них навыков общения и создания предпосылок для дальнейшей интеграции в детский коллектив. Поэтому работа строится по двум основным направлениям: 1) индивидуальные занятия в семье; 2) занятия в адаптационной группе.
Индивидуальные занятия в семье проводятся дефектологом или психологом раз в неделю. Особенностью подобной работы является то, что педагог, посещающий ребенка, является не репетитором, в семейным педагогом, т. е. приходит в семью с целью создать в ней новые взаимоотношения между ребенком и окружающими его взрослыми, сформировать у них готовность принять ребенка таким, каков он есть, желание помочь ему, дать практические рекомендации по реализации такого желания, т. е. оказать родителям профессиональную поддержку, организовать — при необходимости — дополнительные консультации рядом специалистов и т. д.
Кратко этот вид работы можно обозначить как обучение родителей правильным способам взаимодействия с ребенком.
Следующий вид деятельности педагога — это занятия с самим ребенком. Основной их целью является развитие у ребенка познавательно-исследовательской деятельности, при этом особе внимание уделяется преодолению коммуникативных трудностей и негативного отношения к обучению.
Длительность и частота индивидуальных занятий определяются строго индивидуально для каждого ребенка в зависимости от готовности войти в коллектив сверстников.
В обоих случаях при такой организации работы, когда семья занимает более активную позицию в воспитании и обучении своих тетей, чем это принято при других формах обучения родителям необходима специальная психологическая и духовная поддержка. Частично эту задачу берег на себя семейный педагог, однако, как показывает практика, этого далеко не достаточно.
Консультации.
Занятия-игры с целью уточнения диагноза и установления контакта с ребенком.
Совместные занятия с матерью и ребенком в форме сюжетно-ролевых игр и в быту. Роль матери в этих занятиях различна: от наблюдения за игрой педагога с ребенком до самостоятельной игры с ребенком под наблюдением педагога с дальнейшим обсуждением занятия и возникающих в ее взаимоотношениях с ребенком проблем.
4 Занятия с ребенком в форме дидактических игр (Консультирование и обучение родителей продолжаются.)
5. Включение ребенка в адаптационную группу (возможно и на более ранних этапах).
Уникальность каждого ребенка вообще, и тем более ребенка, нуждающегося в особой поддержке, не позволяет строить материал по так называемому «кулинарному принципу», представляющему систему определенных упражнений с рекомендациями, как поступать в каждом отдельном случае. В то же время можно выделить ряд принципов, последовательность и структуру построения такого вида работы без соблюдения которых она оказывается невозможной.
Мотивация как двигатель обучения
Современными исследователями мотивация рассматривается не просто как необходимое условие, но как движущая сила, способствующая достижению успеха. В педагогических пособиях «мотивация» определяется ка ...
Роль музыкальной наглядности в процессе обучения английскому языку
В настоящее время перед школой и перед педагогом стоит очень сложная задача - формирование у учеников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности (к изучению иностранного языка в частно ...