Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Педагогика и воспитание » Работа педагога-психолога с трудными детьми » Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Страница 9

Как помочь ребенку преодолеть негативное эмоциональное состояние?

Итак, вы зафиксировали эмоцио­нальные переживания того или иного ребенка в различных условиях, про­анализировали причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие, и вы­явили присущий ему тип реагирова­ния на травмирующую ситуацию или предмет. Ваша задача на следующем этапе заключается в том, чтобы найти способы преодоления негативного эмоционального состояния или, в крайнем случае, компенсации тех неблагоприятных условий, которые его вызвали.

Например, ребенок часто пугается. Лучший выход из положения — установить причину страха и попы­таться снять ее или помочь ребенку посмотреть на пугающую ситуацию с другой точки зрения. Так, в извест­ном мультсериале «Ну погоди!» волк показан не столько страшным, сколь­ко глупым и неуклюжим, заяц с легкостью побеждает его. Такой волк вызывает даже сочувствие, а сами ситуации в мультфильме приводят ребенка к выводу, что волки могут быть не страшные, а смешные.

Вернемся к нашим примерам. Вова, переживая неуспех своей деятельности на занятиях по развитию речи, стал печальным и замкнутым. В этом случае налицо признаки тревожного поведения. Его эмоциональный дис­комфорт связан с ожиданием оценки, которую ему даст воспитатель на следующем занятии, предчувствием несправедливости по отношению к себе. Пока не упущен момент, Вову желательно поощрять, положительно подкреплять правильные ответы, под­бадривать, выражая уверенность в том, что он справится с заданием. Ни в коем случае не следует обсуждать при всех его неправильные ответы. Очень спокойно надо объяснить ре­бенку, в чем его ошибка; при этом подчеркнуть, что многие так ошиба­ются, ничего страшного в этом нет.

Другой пример. Виталик раздражи­телен, часто испытывает гнев. В данном случае агрессивные признаки в поведении объясняются его положе­нием в группе. Как повысить его статус? Виталик переживает сложный процесс привыкания к данной группе, к воспитателям, к детскому саду вообще. Отношения с детьми устанав­ливаются трудно. В таком случае многое зависит от воспитателей. По­старайтесь почаще хвалить и подбад­ривать его в присутствии других детей. Выясните, чем он интересуется, что у него лучше всего получается. Давайте ему задания, которые он заведомо сможет выполнить хорошо и тем самым выделиться среди окружа­ющих его детей. Во время свободной игры проявите заинтересованность, поиграйте немного с ним сами. Вы увидите, что другие дети это отметят, в дальнейшем захотят включиться в игру сначала совместно с вами, а затем примут в свои игры и его.

В любом случае тактика воспита­тельных воздействий по преодолению агрессии должна строиться в зависи­мости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессию и не фиксировать на ней внимание, в другом — включить агрессивные действия в игру, придав им новый смысл. Например, поиграй­те в Тома и Джерри. Этот мультсери­ал любят все дети. Его персонажи пытаются причинить побольше вреда друг другу, а чем это заканчивается — знают все. Юмористическая форма агрессивных проявлений позволяет придать им социально приемлемый, эмоционально насыщенный смысл. Важно показать ребенку, что, пребы­вая в гневе или ярости, он может быть смешон. В некоторых случаях необходимо не принимать агрессию и установить запрет на подобные дейст­вия. Если в основе агрессивных действий лежит страх, следует устано­вить его причину и добиваться эмоционально положительного разре­шения травмирующей ситуации. Часто агрессивное поведение ребенка — это способ привлечь к себе ваше внима­ние и внимание других детей. Поста­райтесь поощрять любые положитель­ные действия и тем более конструк­тивные результаты деятельности тако­го ребенка. Изучите его интересы и склонности, давайте ему задания, привлекательные для него. Попробуй­те заинтересовать ребенка заботой о ком-то слабом, требующем зашиты (животном, растении). Помогите ему освоить подчиненные, второстепенные роли.

Что делать, если ребенок импульсив­но реагирует на травмирующие ситуа­ции? Хвалите его в тех случаях, когда он сдерживается, пытается взвесить «за» и «против», потерпеть. Почаще обращайтесь к играм, успех которых зависит от терпения (например, из­вестная игра «Замри»). Можно ис­пользовать групповые задания, успеш­ность выполнения которых зависит от включенности и сосредоточенности каждого, от способности выполнить вовремя и хорошо свою часть зада­ния. Чтобы довести задуманное до конца, ребенок будет стараться пере­ступать через мелкие недоразумения и обиды ради достижения общей цели. Для этого организуйте небольшую группу детей, каждому дайте конкрет­ное задание, которое должно являться частью основного (его выполнение осуществляется только всей группой). Задание может быть любое: постройка большого дома или замка из кубиков, где каждый строит свою часть и в то же время должен приноровиться к действиям других.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Нюансы образования:

Лексическая сторона речи с точки зрения лингвистики и психолингвистики
Лексика (от гр. lexikos – «словарный») – это словарный состав языка. Богатство любого языка определяется прежде всего его словарём. Словарный состав русского языка необычайно разнообразен. К. Паустов ...

Содержание факультативного курса «Алгебраические числа»
Необходимо сделать одно замечание общего характера. В основу данного курса положены общие методические установки, разработанные Г.В. Дорофеевым. Основные методические идеи Г.В.Дорофеева были реализов ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru