Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Педагогика и воспитание » Работа педагога-психолога с трудными детьми » Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Страница 8

Как изучать взаимоотношения дошкольниов? Можно в течение какого-то определенного времени (например, во время свободной игры или прогул­ки) отмечать, сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положе­ние которого в группе вы изучаете, и сколько раз он сам проявлял инициа­тиву в установлении контактов. Задавайте ребенку вопросы о том, с кем он дружит, с кем бы хотел дружить, нравятся ли ему дети в группе, кто не нравится и почему. Нужно постараться выяснить, хочется ли ребенку вообще посещать детский сад. Необходимо посмотреть, как он будет реагировать на ваши вопросы, фиксируйте интонацию, за­минки, нежелание отвечать, несовпа­дения в ответах. Например, ребенок может среди своих друзей назвать того, кто его другом реально не является. Это говорит о том, что ребенок выдает желаемое за действи­тельное и его, возможно, беспокоит отсутствие дружеского расположения конкретного сверстника. Отсюда не­далеко и до появления отрицательных эмоций.

Чтобы получить более непосредст­венные ответы, облегчить дошкольни­ку задачу оценки взаимоотношений. Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко предлагают проводить беседу в игро­вой форме, используя кукол-марио­неток, сказочных персонажей, героев мультфильмов. В такой игре ребенку, использующему роль кого-то из игру­шечных участников эксперимента, предлагают вообразить своего героя в детском саду. Пусть этот персонаж ответит: с кем бы он хотел сидеть за одним столом? С кем ему приятнее всего играть в саду и дома? Кому бы он дал поиграть свою любимую игрушку? Сопоставьте результаты, по­лученные в беседе и в игровой ситуации. Есть ли различия? Как вы думаете почему?

Вы уже убедились, что отвечать на прямые вопросы типа «Кто тебе нра­вится?» ребенку трудно, поэтому пред­лагаем провести исследование взаимо­отношений, используя классический метод социометрии в удобной для дошкольников форме. Можно Организовать игру «Секрет». Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собст­венному выбору подарить предложен­ные ему три открытки трем детям группы. Подготовьте список детей группы и поставьте против каждой фамилии порядковый номер. Для каж­дого участника понадобится один кон­верт. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель дру­гой группы, методист или заведую­щий). Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не узнал, все будут дарить друг другу красивые кар­тинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить детям, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают три открытки и говорят: «Ты можешь по­дарить их тем детям, которым захо­чешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем детям, которые сейчас болеют». Для удобства можно использовать кон­верты с именами каждого ребенка группы. После того как ребенок сделал выбор, он выходит из группы, чтобы не встречаться с другими детьми до окончания эксперимента. Когда пос­ледний ребенок выйдет из группы, быстро посмотрите конверты и нане­сите в специально заготовленную таб­лицу с фамилиями цифры, стоящие на картинках. Например, Аня получила картинки с номерами 11, 8, 5. Вы ставите эти цифры против ее фамилии в таблице, чтобы знать, кто именно симпатизирует этой девочке. (Внима­ние: если какие-то конверты оказались пустыми, вы отметьте это в своей таблице, но тут же положите в них лишние картинки, чтобы не заставлять детей переживать отрицательные эмо­ции.) Затем все дети приглашаются в группу. Им предлагается сосчитать, у кого сколько картинок. Тот, кто на­брал больше всех, становится победи­телем. Для детей игра окончена, для вас — еще нет. Впереди — обработка материала. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «изолированных», «приня­тых». Дети, получившие 6—7 «подар­ков», попадают в «предпочитаемые»; 3—5 — это «принятые»; 1—2 — «непри­нятые»; не получившие ничего — «изо­лированные».

Прежде чем делать окончательные выводы, игру с новым набором материалов можно повторить через 2—3 недели. Тогда случайные, сиюми­нутные антипатии и симпатии можно будет сопоставить с более устойчивы­ми взаимоотношениями.

Подсчитав, сколько детей находится на каждой выделенной ступеньке («предпочитаемые», «принятые», «не­принятые» и «изолированные»), можно сделать вывод об уровне благополучия взаимоотношений в целом, о климате в группе. Хороший климат — большин­ство детей попали в «предпочитаемые» и «принятые», удовлетворительный — количество «предпочитаемых» прибли­зительно равно количеству «изолиро­ванных». Важный показатель благопо­лучия взаимоотношений — взаимность выборов. Находят ли дети отклик на стремление к общению?

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Нюансы образования:

Анализ тем «Обыкновенные дроби» и «Десятичные дроби» в учебниках по математике 5–6 классов федерального перечня с позиции теории деятельности
В данной главе представлен анализ структуры содержания и методики изложения учебного материала, реализованных в учебниках федерального перечня, с точки зрения соблюдения принципов теории деятельности ...

Размножение, развитие и происхождение земноводных
Методические рекомендации Вариант 1 В начале урока учитель организует письменную проверку знаний школьников по дидактическим карточкам, содержащим варианты заданий. Задание 1. Каковы особенности пище ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru