Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Педагогика и воспитание » Работа педагога-психолога с трудными детьми » Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Страница 5

• 3 балла — убегает, хнычет, протя­гивает руки, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки.

• 4 балла — все отвергает, плачет, пронзительно кричит, дрожит, убега­ет, дерется, колотит руками.

• 5 баллов — орет,визжит, кидается чем-либо, набрасывается.

Радость

• 1 балл — расслаблен, слегка улыба­ется.

• 2 балла — напевает, глаза сияют, «щебечет» бормочет.

• 3 балла — обнимается, активно играет, широко улыбается.

• 4 балла — размахивает руками, скачет / прыгает, хвастается.

5 баллов — смеется , хохочет, дурачится, восторженно кричит.

Предложенные ситуации и шкалы оценок носят рекомендательный харак­тер. Они могут быть дополнены или изменены вами самостоятельно в соот­ветствии с возрастными особенностями детей. Так, эти шкалы более адекват­ны для детей трехлетнего возраста, чем для детей четырех — пяти лет. Попробуйте сами составить карты эмоционального состояния детей вашей группы, используя в качестве основы предложенные выше ситуации наблюдения и шкалы оценок пове­денческих реакций. Продумайте, в каких ситуациях вам удобнее наблю­дать ребенка, в каких наиболее ярко проявляются его эмоциональные ре­акции.

На психологическом тренинге вос­питателей детских садов самими воспитателями была предложена схема, включающая наблюдение за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе организованной деятельности (учебной, спортивной, игровой) и свободной игры. Во всех перечисленных обстоя­тельствах имеют место как индивиду­альная деятельность, так и взаимодей­ствие с окружающими, взрослыми и сверстниками. Кроме того, такое деление в наибольшей степени соот­ветствует распорядку дня детского сада и не предполагает создания каких-то специальных эксперимен­тальных ситуаций. Наблюдение в эти моменты жизни ребенка в саду может включать описанные выше конкретные ситуации. Например, в режимный момент — уход матери. В индивиду­альной игре — поломка игрушки. В совместной игре — нападение сверс­тника, его плач и т. п. В то же время не стоит искусственно создавать ре­бенку неприятную ситуацию, чтобы посмотреть, как он на нее отреагиру­ет. Например, используя предложен­ную американскими психологами си­туацию попадания в незнакомую комнату, воспитатель приводил детей в кладовку и наблюдал за их реак­цией. Результаты такого исследования могут быть плачевны. Ребенок спосо­бен настолько сильно испугаться, что впоследствии придется преодолевать этот страх. Кроме того, он может засомневаться в привязанности к нему воспитателя, в своей защищен­ности, что снизит его уверенность в себе и вызовет негативное эмоцио­нальное состояние.

Поскольку основным методом педа­гогической оценки эмоционального со­стояния ребенка является наблюдение его индивидуальных внешних проявле­ний, воспитателю необходимо разрабо­тать схему фиксации результатов. Эта схема может разрабатываться каждым воспитателем самостоятельно, так как результаты наблюдений будут анали­зироваться только им. Можно исполь­зовать оценки в баллах, как было предложено выше, а также применять цвета или любые другие знакомые обозначения. Проявление эмоций очень индивидуально: в одних и тех же обстоятельствах один ребенок разозлится, а другой застесняется или испугается. Поэтому внимательно нужно следить, как именно конкретный ребенок реагирует на ту или иную ситуацию, и именно его реакции положите в основу оценки его эмоци­онального состояния. Можно предло­жить следующую схему трехбалльной оценки:

• 1 балл — равнодушен, внешние проявления эмоции отсут­ствуют или выражены незначительно.

• 2 балла — эмоциональные проявле­ния выражены средне (мимикой, позой, словами и т. п.).

• 3 балла — эмоции выражены сильно (мимикой, речью, двигательной активностью).

С помощью такой обобщенной шкалы вы можете оценивать проявления как эмоционального неблагополучия, так и эмоционального комфорта (радости).

Чтобы было легче отнести поведен­ческие реакции к определенной эмо­ции, предлагаем набор признаков, характерных для тревожного, импуль­сивного или аффективного поведения.

Вы фиксируете проявления тревож­ности в повседневном общении с ребенком, в его взаимодействии со сверстниками и взрослыми, близкими и посторонними. Вы наблюдаете, как ребенок выполняет учебные упражне­ния, включается в обучение, следите за его игровой активностью. При наличии эмоционального неблагополу­чия тревожное поведение ребенка характеризуется повышенной возбуди­мостью, напряженностью, скованнос­тью; страхом перед всем новым, незнакомым, непривычным; неуверен­ностью в себе, заниженной самооцен­кой; ожиданием неприятностей, не­удач, неодобрения старших; исполни­тельностью, развитым чувством ответ­ственности; безынициативностью, пас­сивностью, робостью; склонностью по­мнить скорее плохое, чем хорошее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нюансы образования:

Специфика развития воспитания и школы в древней Индии
История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийског ...

Использование зрительных опор на уроках французского языка
В процессе обучения говорению используется множество различных опор. Четкой классификации опор пока еще нет, что, конечно, затрудняет их применение. Но обычно выделяют следующие виды опор: словесные ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru