Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Педагогика и воспитание » Работа педагога-психолога с трудными детьми » Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Страница 2

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных пережи­ваний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или ина­че—в особой избирательности дейст­вий, поступков, отношения к другим людям. Из двух приведенных приме­ров видно, что у Вовы эмоциональное неблагополучие проявляется в виде обиды, которое в дальнейшем может привести к застенчивости и замкну­тости, а у Виталика преобладают раздражительность и гнев, которые усиливают его агрессивность.

Реагировать на слова и поступки людей, проявляя различные эмоции, ребенок научается в общении со взрослым. В младенчестве впервые возникает такое эмоциональное обра­зование, как привязанность к близко­му человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравст­венных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым в середине второго года жизни.

Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоци­онально насыщенной форме.

Наблюдая определенные игровые си­туации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаружен­ные эмоциональные состояния на раз­витие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспита­телям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую ини­циативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отно­шения преобладают в игре — доброже­лательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают — положительные или отрицательные?

Положение ребенка в группе, харак­тер его взаимоотношений со сверс­тниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психичес­кое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционально­го комфорта. Известные детские пси­хологи Репина Т.А., Мухина В.С. предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.

• «Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реа­гировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».

• «Пренебрегаемые, изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, за­частую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются в его тень и, таким образом, получают его защиту, купа­ются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры:

они могут испытывать привязанность к кому-то из группы или ненавидеть за пренебрежение к себе. «Пренебрегаемыми, изолированными» дети ста­новятся по разным причинам. Один редко ходит в детский сад, и дети фактически мало его знают. Другой только начал посещать данную груп­пу. Третий имеет физические недо­статки, например, толстый и неуклю­жий не может на равных играть в подвижные игры и т. п. В то же время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоцио­нальное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстни­ков.

Эмоциональное неблагополучие, свя­занное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения,

• Первый — это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверс­тниками эмоции этих детей проявля­ются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Бы­стро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситу­ативны, представления о других детях остаются положительными и не пре­пятствуют общению.

• Второй тип поведения характери­зуется устойчивым негативным отно­шением к общению. Обида, недоволь­ство, неприязнь надолго задерживают­ся в памяти, но они более сдержан­ны, чем дети первого типа. Они избегают общения и как будто равно­душны к окружающим. Однако они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношения­ми воспитателей и детей. Эмоцио­нальное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отно­шением к ним воспитателя, недоволь­ством детьми, нежеланием посещать детский сад.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Нюансы образования:

Показатели интеллектуального развития
Выполнение занимающимися интеллектуальных заданий в условиях комплекса "Мотив", с использованием специально разработанных авторских программ для детей данной возрастной группы, на выявление ...

Организация проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах
Технологическая подготовка – составная часть общей системы образования. Технологический компонент выполняет роль связующего звена между естественно – научным и общественно – гуманитарным образованием ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru