Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Педагогика и воспитание » Работа педагога-психолога с трудными детьми » Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Страница 4

Существует большое количество ме­тодов психологической диагностики вообще и эмоциональной сферы ре­бенка в частности. Однако в случае педагогической оценки далеко не все они могут быть использованы непо­средственно воспитателем.

Это объясняется, во-первых, тем, что воспитатели не имеют достаточной психологической подготовки, чтобы правильно интерпретировать результа­ты тестирования. В некоторых детских садах г. Владимира была апробирована методика определения импульсивности ребенка. Воспитатели заполняли бланк, в котором фиксировались про­явления импульсивности в повседнев­ной жизни ребенка, в его взаимодейст­вии со сверстниками и взрослыми, в игровой и учебной деятельности. Затем воспитатели записывали свое отноше­ние к этому тесту, его положительные и отрицательные стороны с их точки зрения. Оказалось, что многим воспи­тателям не понятны некоторые утверж­дения теста, поскольку им не ясен его психологический смысл. Так, в тесте есть утверждение: «Обидчив, но не злопамятен». В комментарии воспита­тель пишет, что формулировки можно расширить, так как некоторые дети и обидчивы, и злопамятны. То есть для воспитателя остается в стороне психо­логическая составляющая импульсив­ности, а именно склонность действо­вать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Такой ребенок быстро и непо­средственно реагирует и нередко столь же быстро остывает, т. е. длительное сохранение в памяти обиды не являет­ся признаком импульсивности.

Во-вторых, очень часто результаты теста дают возможность воспитателю отнести ребенка, например, к группе тревожных или импульсивных детей и таким образом оправдать свою бездея­тельность в отношении конкретного ребенка. Такое его поведение провоцируется, как правило, отношени­ем к нему взрослых или сверстников. Он боится получить отрицательную оценку своих действий со стороны родителей, воспитателей или других детей. Может быть, такой ребенок боится не справиться с заданием, а гнев и раздражительность являются его по­веденческими редакциями на конкрет­ную жизненную ситуацию.

В связи с этим для педагогической оценки мы предлагаем в качестве ос­новного метода наблюдение. Вы видите ребенка каждый день, имеете возмож­ность тщательно исследовать его пове­дение в реальных жизненных обстоя­тельствах. Очень важно, чтобы такое наблюдение осуществлялось регулярно и вы бы могли оценить результаты своих воспитательных воздействий.

Зарубежные психологи предлагают следующие ситуации, в которых можно пронаблюдать и оценить степень эмо­ционального реагирования на них ре­бенка.

Страх

• Приход в детский сад, появление где-нибудь;

• незнакомая удивительная игрушка;

• поломка игрушки;

• плач, крик сверстника, друга;

• нападение сверстника, друга;

• незнакомый звук;

• воспитатель запрещает, ругается, кричит;

• незнакомая комната;

• появление незнакомых взрослых или детей;

• приближение незнакомых людей.

Гнев

• Уход матери;

• желание иметь что-то, чем облада­ет сверстник;

• желание иметь что-то, чем облада­ет воспитатель;

• желание иметь что-то, что нельзя взять;

• трудная игрушка, поломка игруш­ки;

• внимание близкого обращено на другого ребенка;

• другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

• воспитатель забирает игрушку;

• физическое наказание;

• воспитатель обижает, ругается;

• наличие препятствия;

• возвращение матери.

Радость

• Приход, прибытие куда-либо;

• выполнение задания;

• смотрит в зеркало на себя;

• смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;

• сверстник дурачится;

• внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;

• смешной (незнакомый) звук.

Для оценки эмоциональных проявлений в той же работе была разработана пятибалльная шкала, в которой опредлены поведенческие реакции ребенка, пребывающего в том или ином эмоциональном состоянии. Наблюдая за ребенком в описанных выше ситуациях, можно по этой шкале _оценить силу эмоционального состояния ребенка.

Страх

• 1 балл — спокоен, нерешителен, малоактивен.

• 2 балла — таращится, пялит глаза,смотрит и сторонится, уклоняется.

3 балла — морщится, хмурит брови, отворачивается, возбужден.

• 4 балла — отказывается смотреть, убегает, хнычет, дрожит.

• 5 баллов — хватается, цепляется за близкого, замирает, волнуется, плачет, визжит.

Гнев

• 1 балл — спокоен, отворачивается, хмурит брови, смотрит угрюмо.

• 2 балла — морщится, надувает губы, становится более активным, корчит рожи, возбужден, сдерживает слезы, отворачивается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Нюансы образования:

Построение поверхностей вращения второго порядка методом параллельных ссечений
Наиболее сложный вопрос при решении задач, это изображение, построение поверхностей. При построении поверхности вращения второго порядка по его уравнению широко используют метод параллельных сечений. ...

Структура целостного педагогического процесса
Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются: цель, содержание, формы, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru