Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Диагностика уровня реализации воспитательной функции в неполной семье младшего школьника

Педагогика и воспитание » Социально-педагогическая поддержка неполной семьи в вопросах социализации младшего школьника » Диагностика уровня реализации воспитательной функции в неполной семье младшего школьника

Страница 3

В ходе беседы с родителями были получены сведения об учащихся из неблагополучных семей. По сведениям учителя, в этих семьях складываются разные условия для развития ребенка. По наблюдениям педагога большинство детей из таких семей не всегда охотно говорят о своей семье, о родителях. Дети практически не воспринимают роль отца в семье, его значимость в своей жизни, нет авторитета отца в семье.

В результате наблюдения за учащимся из неполных семей отмечается, что внешне дети не отличаются от сверстников, отличаются своим поведением. Большинство детей ведут себя скованно, пассивно, мало общаются с одноклассниками. Очевидно, это можно объяснить укоренившимся поведением детей в семье, которое переносится и во все другие сферы социальной жизни.

Также с детьми из неполных семей проводят беседы, анкеты. Эти методы диагностики дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности детей из неполных семей. Кроме того, для изучения личностных психических и физиологических особенностей детей из неполных семей используют анализ документации, например, медицинская карта. Наиболее заинтересованные учителя используют творческие работы учеников (сочинения, рисунки). Они позволяют заглянуть намного глубже в душу ребенка, в его сознание и подсознание.

Какие особенности выявлены у детей данной категории?

Учитель отметила, что, несомненно, дети из неполных семей отличаются от других детей. Такие дети в основном конфликтные, закомплексованные, скрытные, малообщительные, неаккуратные, у них плохая успеваемость. Как правило, неполная семья - это семья без отца, поэтому недостаток мужского внимания заметен. У мальчиков более мягкий характер, в споре они не всегда могут отстоять свою точку зрения. Но вместе с тем, такие дети часто врут, ведут себя на уроках неадекватно, могут нагрубить, с некоторыми детьми трудно найти контакт, они раздражительны и часто обижают своих одноклассников.

Для исследования межличностных отношений младших школьников была использована методика “Кинетический рисунок семьи”. Это вариант “Рисунка семьи” методики, предложенный Р.Бернсом и С.Кауфманом в 1972 году. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики основана на принципе психоанализа.

Исследовательская работа во время педагогической практики в начальных классах позволила нам задействовать в эксперименте 20 младших школьников (12 девочек и 8 мальчиков). Цель применения методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи методики: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком отношений в семье. Предлагалась следующая инструкция: “Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом”.

При тестировании отмечается: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует получить максимум дополнительной информации посредством использования вопросов:

Скажи, кто тут нарисован?

Где они находятся?

Что они делают?

При опросе психолог пытается выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал, кого-нибудь из членов семьи. Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, т.к. это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Определение понятия "антоним" языковедами
Л.А.Бугровский Введение в языкознание. "Ассоциация по противоположности (предполагающая одновременно наличие сходства в каком-то отношении) лежит в основании различия антонимов – слов с противоп ...

Использование развивающих игр в ДОУ для формирования речи детей
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru