В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Воспитание детей, забота о всестороннем их развитии, формирование их личности – основная обязанность родителей. В современном обществе семья стала терять многие из своих функций. Воспитательная роль родителей, ослабеваемая исчезновением совместной деятельности родителей и детей в рамках семейного производства, резко падает в связи с перемещением детей из дома в детские ясли, сады, дома, приюты, школы, интернаты, училища, учебные заведения, сезонные лагеря и прочие социальные учреждения. Родительский авторитет уменьшается из-за разрушения фамилизма, высокой ценности семьи в социокультурном и экономическом смысле, из-за разделения единого «Мы» родителей на конфликтно-конкурентные «Я» матери и отца, наконец, из-за сокращения времени «живого» контакта родителей и детей, появление «институциональных родителей», «заместителей» кровных родителей (профессиональные воспитатели и учителя, средства массовой информации и культуры, лидеры межличностных, «неформальных» групп сверстников во дворе, школе).
То, что ведущая роль в процессе социализации ребенка отводится семье, понимают, наверное, все: и педагоги, осознающие, что курс полноценного образования невозможен без включения в него воспитательных основ, согласованных с родственниками школьника, и родители, стремящиеся к воспитанию и развитию достойных людей.
В содержании современного семейного воспитания существует огромное количество переменных проблем, в том числе вопросы, связанные с процессом социализации детей, особенно усиливаются эти проблемы в связи с ростом количества неполных семей. Этим обосновывается актуальность обращения к теме данной работы «Неполная семья как фактор социализации младшего школьника».
Объектом исследования является семья как первичный институт и фактор социализации младшего школьника.
Предметом исследования является процесс социализации ребенка в семье.
Целью работы является: исследование процесса социализации младших школьников в современной семье. Цель работы будет достигнута посредством решения ряда конкретных задач:
охарактеризовать особенности современной семьи;
рассмотреть особенности процесса социализации в младшем школьном возрасте;
проанализировать специфику процесса социализации младшего школьника в неполной семье;
проанализировать влияние типа семьи на процесс социализации ребенка;
дать рекомендации по педагогической поддержке неполной семьи в вопросах социализации младшего школьника.
Проблемой развития ребенка в семье занимаются многие ученые, такие как А.В.Мудрик, А.И.Раев, Н.Ф.Голованова, Е.П.Попова, Р.В.Овчарова и др. [10; 27; 30]. По их мнению, социализация – это развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Ряд ученых (Ш.А.Амонашвили, Л.В.Ковинько, А.И.Захаров, О.Д.Кавашкина, Е.В.Молчанова) занимаются рассмотрением социальных проблем современной семьи. Социализация ребенка в семье происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами с помощью основных механизмов (деятельностного, аксеологического, рефлексии, идентификации, имитации) и основных форм (традиционной, рациональной и предметной).
Процесс социализации младшего школьника в семье осуществляется разными путями (подражание, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций и т.д.). Каждая семья выбирает свой путь в данном процессе, но многое зависит от личностей родителей, от их воспитательных возможностей, от стабильности семьи как институтообразующей системы.
Организация исследования: экспериментальной базой исследования послужила МОУ «Экономико-правовая гимназия №23» г. Саранска. В эксперименте принимали участие 21 учащийся 2 «А» класса.
При написании работы использовались следующие методы: теоретический анализ социологической, философской, психолого-педагогической литературы; сравнительно-исторический метод; прямое, косвенное, включенное наблюдения за деятельностью учащихся; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование и другие).
Методика
проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе
развития основных движений
Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями д ...
Анализ использования традиционных и электронных средств обучения информатики
детей младшего школьного возраста
В данном параграфе произведен анализ традиционных средств обучения: учебники и методические пособия по информатике, рассмотрены примеры обучающих программ по информатике для детей младшего школьного ...