В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В настоящее время действуют стандарты образования, утвержденные в марте 2004 года. Согласно которому, изучение математики должно быть направлено на интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей. Однако вместо этого в детях зачастую развивается подражательность, что способствует к воспитанию исполнителей, испытывающих затруднения в случае необходимости принимать ответственные решения.
Одна из проблем существующей системы образования состоит, как нам кажется, в том, что в ее основе лежит, заложенный в советское время, императив подготовки человека знающего. Нам же кажется, что школа должна не только и не столько давать знания в готовом виде, сколько направлять деятельность детей на самостоятельную добычу знаний.
Идея деятельностного подхода в обучении математике не нова. Еще в конце прошлого века известный русский методист С.И. Шохор-Троцкий выступил как изобретатель нового метода – метода целесообразных задач – курс арифметики из систематически подобранных задач. Позже В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин разработали теорию обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Согласно которой учебный материал должен быть выстроен в соответствии с принципами систематичности и последовательности с позиции психологической теории деятельности.
Несмотря на то, что суть проблемного обучения известна в настоящее время очень многим, организация процесса обучения по-прежнему сводиться к предоставлению ученикам готовых знаний.
Особенно важна осознанная самостоятельная деятельность ученика при работе с трудным материалом, требующим от него достаточных усилий. Многие методисты и психологи отмечают, что наиболее сложным материалом курса арифметики является изучение дробей. Дробь представляет собой некоторое количество долей определенной величины. «Одновременное осмысливание количества и величины долей, осознание их отношения представляет для ребенка новую и сложную задачу», – утверждает Н.А. Менчинская. Действительно, дроби – это первый наиболее абстрактный материал, с которым сталкивается школьник в процессе обучения. И чаще всего, происходит механическое запоминание правил выполнения операций с дробями, без понимания природы этих операций.
Вместе с тем, прочное и качественное усвоение дробей имеет существенное значение не только для школьного курса математики в целом, поскольку весь последующий курс опирается на знание учащимися дробей, но и для последующей практической деятельности человека. Именно дроби и простейшие действия над ними – один из немногих разделов школьного курса математики, который непременно используется в деятельности человека не зависимо от приобретенной им специальности. Отметим также, что раздел «Дробные числа (положительные рациональные числа)» вносит существенный вклад в реализацию идеи развития понятия о числе – основном понятии школьного курса математики.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью организации учебного процесса по изучению систематического курса дробей с основой на принципы психологической теории деятельности.
Объектом исследования является процесс обучения арифметике в 5–6 классах средней школы.
Предметом исследования являются методические аспекты изучения дробей.
Целью исследования является анализ учебников федерального перечня в области построения систематического курса дробей. Критерием анализа является возможность реализации учебного процесса с позиции теории деятельности. Выявление проблемных мест в преподавании дробных чисел и разработка системы упражнений, уроков по соответствующим разделам.
В связи с этим перед нами были поставлены следующие задачи:
изучение правовой, психологической и методической литературы по теме исследования,
изучение возрастных особенностей младших подростков,
анализ психологических причин возникновения трудностей при обучении дробям,
выявление принципов теории деятельности в обучении математике;
изучение генезиса методики преподавания дробей в русской школе,
анализ учебников федерального перечня на соответствие принципам последовательности и систематичности и на возможность реализации поисково-эвристической деятельности учащихся,
выявление «слабых» мест курса дробей;
разработка систем упражнений и уроков по теме исследования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава I посвящена возрастным и психологическим аспектам обучения дробям в 5–6 классах. Возрастные особенности младших подростков рассмотрены нами на основе исследований Л.М. Фридмана и Д.Б. Эльконина. Исследованием психологических истоков возникновения затруднений и ошибок при изучении дробей занималась Н.А. Менчинская и вслед за ней З.М. Мехтизаде. Формулирование принципов психологической теории деятельности нам ближе с позиции, выраженной З.А. Решетовой.
В главе II раскрыто историческое становление методики преподавания дробей. Основными источниками являются исследования Н.В. Богомолова, В.П. Ведениной, А.В. Ланкова, а также непосредственно авторские методики преподавания арифметики Е.С. Березанской, В.М. Брадиса, В.А. Евтушевского, С.И. Шохор-Троцкого и других. Особое внимание уделяем тому, какие изменения претерпевает последовательность изучения обыкновенных и десятичных дробей в целом, и какие методические приемы использовались при изучении операций умножения и деления дробей, а также при введении десятичных дробей.
В пункте 2.2. приводится анализ изучения дробей по учебникам математики 5–6 классов, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе. Критерием анализа является реализация принципов психологической теории деятельности, выделенных в третьей части первой главы, а также соответствие возрастным и психологическим особенностям.
Глава III – посвящена разработке уроков по некоторым разделам курса дробных чисел.
В приложении приведен фрагмент Образовательного стандарта начального общего образования по математике.
Экологические пространства на участке ДОУ
На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и ку ...
Методика проведения занятий технологии по уходу за одеждой и обувью
Образовательные программы включают в себя элементы планирования. Для учета новых требований к подготовке специалиста планирование образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях должн ...