Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Принципы психологической теории деятельности

Страница 1

Психологи утверждают, что прочное усвоение знаний происходит только через собственную деятельность по познанию предмета. Исследованием взаимосвязи действия и сознания российская психология активно начала заниматься в 20-е гг. XX века. В итоге сформировалась новая психологическая теория, которая базировалась на идеях социально-исторического и деятельностного подходов к пониманию психики – ее происхождения, функций и развития. Было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии – С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна предметом анализа рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствованной, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешней практической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность формирующейся в результате свертывания «внешней» практической. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предметом анализа выступает деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешней практической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

В частности, из теории деятельности в понимании А.Н. Леонтьева в дальнейшем получила развитие теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина (1904–1984) и В.В. Давыдова (1930–1998) и теория организации управляемого формирования деятельности в процессе усвоения П.Я. Гальперина (1902–1988), продолженная З.А. Решетовой (1918 г.р.).

Согласно психологическому словарю В.К. Мульдарова и И.М. Кондакова, деятельность – это активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. П.Я. Гальперин утверждал, что деятельность должна быть искусственно сформирована, а следовательно и организована. В связи с этим, психолог разработал систему планомерного поэтапного формирования умственных действий.

Так, на первом этапе формируется мотивационная основа действия, закладывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия, к содержанию материала, намеченного для усвоения.

На втором этапе происходит становление первичной схемы ориентировочной основы действия (ООД), то есть системы ориентиров и указаний. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. П.Я. Гальперин выделял три типа построения схемы ООД и, соответственно, три типа учения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден действовать на основе метода проб и ошибок. Окончательная структура действия устанавливается при этом медленно, осмысляется и осознается далеко не всегда и не полностью, сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. При втором типе субъект ориентируется на полную систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует безошибочность действия, заданный диапазон обобщенности, высокий уровень осознанности, критичности. При этом схема ориентировочной основы действия либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся в процессе обучения. Третий тип задания схемы ООД основывается уже не на условия выполнения действия, а на принципы строения изучаемого материала, на предметные единицы, из которых он состоит, законы их сочетания. Ориентировочная основа такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации. Собственно развивающим, П.Я. Гальперин считал именно третий тип обучения.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Социальная мобильность как предпосылка адаптации к школе и успешности обучения
В современной российской действительности происходят перемены глобального значения, сочетающие в себе динамизм и противоречивость. Развитие социальной активности, мобильности учащихся, является гаран ...

Идея развития в теории и методике физической культуры
Использование общей категории "развитие" и связанных с ней концепций развития в специализированных дисциплинах, которые рассматривают факторы, воздействующие на человека, и следствия их воз ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru