Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Возрастные особенности младших подростков

Страница 1

Систематический курс дробей, согласно стандарту общего математического образования, входит в курс арифметики и изучается в 5-ом и 6-ом классах средней школы. В связи с переходом на четырехлетнее обучение в начальной школе и с тем, что в настоящее время еще до конца не урегулирован вопрос о возрасте ребенка, поступающего в школу, возраст учащихся 5–6 классов колеблется от 10 до 13 лет. Чаще этот период относят к подростковому возрасту, который несколько шире изучаемого нами периода, реже авторы психологической литературы выделяют рассматриваемый нами период отдельно, как младший подростковый. Выделим особенности, присущие именно этому возрасту.

Младший подростковый возраст – это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания – основная физиологическая особенность возраста. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости.

Половое развитие неотделимо от общего, происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость.

Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которым интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

На первом этапе (пятые – шестые классы) активность половых желез отстает от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой – у них преобладают процессы возбуждения над торможением. Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей, сверстников, на происходящие события.

В тоже время они часто внешне безразличны к важным событиям, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки как бы погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики и девочки становятся шумными, не могут усидеть на месте, постоянно вертят что-то в руках.

В этот период у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника.

Одним из центральных новообразований в личности младшего подростка является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным.

Подробно развитие у подростков-пятиклассников чувства взрослости исследовал Д.Б. Эльконин в своем труде «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков». Автор проанализировал поведение группы одноклассников в период их обучения в 4-м и 5-м классах, составил индивидуальные характеристики каждого школьника. На основе анализа индивидуальных особенностей был сделан вывод о наиболее общих закономерностях в изменении отношения испытуемых к окружающему их миру (школе, учебе, внешкольным интересам, друзьям, учителям, родителям) и об изменении характера учебной деятельности в переходный период.

Прежде всего, психолог выделил разнородность уровня развития учебной деятельности испытуемых: от наиболее высокого до наиболее низкого. Уровень сформированности учебной деятельности автор оценивал по наличию у учащихся умений самостоятельно работать над учебными заданиями, самостоятельно совершенствовать свои знания и добывать новые. Соответственно высокий уровень характеризуется не только совершенно самостоятельным выполнением домашнего задания, но и освоением новых областей знаний, низкий уровень предполагает отсутствие элементарных умений самостоятельной работы даже при подготовке домашнего задания. При этом Д.Б. Эльконин подчеркивает зависимость между уровнями сформированности учебной деятельности и интересов: «Учащиеся, у которых до 5-го и в 5-ом классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний и, особенно, в сфере интересующих их знаний более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с одноклассниками, у которых эти интересы не сложились».

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Упражнение на формирования понятия «тяжесть предмета», с учетом развития речи
Все упражнения предлагаемые детям, в ходе работы над формированием понятия должны быть систематизированы, идти от простого к сложному, иметь наглядно-практическую основу, должны придерживаться тех эт ...

Выделите положительные и отрицательные стороны развивающего обучения
Даже беглое знакомство с программами развивающего обучения позволяет установить их столь разительное отличие от привычных программ начальной школы, что естественно возникает вопрос: по силам ли такое ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru