Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Возрастные особенности младших подростков

Страница 2

Вместе с тем, психологи утверждают, что дети, вступающие в подростковый возраст очень восприимчивы к возникновению у них познавательных интересов. В поисках самого себя, своего Я, пятиклассник стремится быть не как все, в то же время, подражает всем.

Подражание делает подростка взрослым и в собственных глазах и в глазах, как ему кажется, окружающих. При этом мнение сверстников для подростка более значимо, чем мнение учителей и родных. Именно подражание и оглядка на мнение сверстников устанавливают «моду» в классном коллективе. Нередко получать хорошие отметки и добросовестно учится становиться «не модно»: некоторые пятиклассники начинают стесняться прилежно выполненного домашнего задания, начинают бравировать показано равнодушным отношением к отметкам. Д.Б. Эльконин объясняет: «Имеющееся пренебрежительное отношение к отметкам и отличникам является лишь выражением взрослости, усвоенной из самых разнообразных источников и иногда подкрепляемой неправильно складывающимися отношениями с учителями». При этом автор подчеркивает, что «безразличное отношение подростков-пятиклассников к школьному учению может сосуществовать с существенным сдвигом в отношении к знаниям – стремлением к приобретению настоящих, глубоких знаний». «Важны не отметки, а знания», – заявляют учащиеся.

Появляющееся новое отношение к учению, к знаниям является одной из важных сторон чувства взрослости. Более того, новое отношение к знаниям, возможно, составляет то ядро взрослости, культивируя которое можно преодолеть возникающие в этот период развития трудности в поведении и воспитании детей.

Еще одной важной составляющей младшего подросткового возраста является изменение отношений со сверстниками, теперь общение с товарищами – «это особая сфера жизни ребенка, сфера личных взаимоотношений с ним и коллективом класса, а также с формированием особой практики взаимоотношений с коллективом и товарищами. Эта сфера жизни общения становится для подростка-пятиклассника чрезвычайно важной и лично очень значимой». Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в «друзьях на всю жизнь». Тем не менее, желание всё всем делать вместе является определяющим у младших подростков. Именно поэтому многие педагоги отмечают крайнюю заинтересованность и собранность даже самых «трудных в поведении» детей во время коллективной работы.

Важнейшей особенностью подростков, оканчивающих 5-й класс, является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Нередки случаи возникновения в этот период кризиса самооценки – ситуации, когда равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Недовольство собой проявляется во всех сферах деятельности: и в общении со сверстниками, и в учебной деятельности. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего значимыми, авторитетными для него.

И именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфиденциальностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести личные дневники и начинаются первые влюбленности.

Подводя итоги, выделим основные черты младшего подросткового возраста:

Основное новообразование – чувство взрослости, проявляющееся в стремлении к самостоятельности.

Происходит переоценка ценности обучения и своего положения в этом процессе. Пятиклассник стремится добывать глубокие знания в интересующих его областях, нередко далеких от школьных предметов.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Основы используемого метода исследования
Для того, чтобы применять полученные знания по данной теме на практике необходимо перед этим провести собственные исследования. На основе исследований можно будет сделать вывод об эффективности приоб ...

Круговорот кислорода в природе
Цикл кислорода занимает на Земле около 2000 лет. Основным источником кислорода для современной атмосферы является фотосинтез автотрофных растений. Ежегодно в атмосферу поступает 20´1016 г кисло ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru