Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии

Педагогика и воспитание » Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии

Известный американский психолог и педагог Дайана Халпер в своем труде «Психология критического мышления» пишет: «Самый дорогостоящий товар в Америке – это мыслящие и образованные взрослые люди. Цель системы образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше». Это высказывание как нельзя более точно характеризует сегодняшнее отношение большинства развитых стран к столь важной социальной сфере, как образование. Высшим приоритетом в нем становится не столько приобретение учащимися большой суммы знаний, сколько развитие у них интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новые знание, которое в практическом воплощении послужит источником устойчивого развития государства, нации, позволит ей получить технологическое превосходство над другими странами.

В середине 90-х годов в российской системе образования установились новые отношения, основанные на принципах гуманизации и демократизации. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и инновационные технологии в системе образования» отмечает: «Главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения – познавательная деятельность, а не преподавание – была бы ведущей в тандеме учитель – ученик, чтобы традиционная парадигма образования – учитель-ученик-учебник была бы со всей решительностью заменена на новую парадигму – ученик-учебник-учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике».

Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Знания, умения и навыки перестали быть основным результатом образования, но стали средством решения человеком задач различного характера.

Какие компетенции выделяются как определяющие уровень образованности выпускника школы? Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которыми школы должны были бы «вооружить» молодежь:

1. Политические и социальные компетенции.

2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе.

3. Компетенции, определяющие владение письменным и устным общением.

4. Компетенции, связанные с возрастанием информационного общества.

5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

Мы уже отмечали, что основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Е. С. Полат подчеркивает: «…Главной чертой так называемого гуманистического подхода в психологии и в образовании является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления…»

На первый план выходит задача развития критического мышления. Сегодня необходимо не только владеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. критический мышление школьник география

Дать определение термина «критическое мышление» весьма не просто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей – он в себя включает. «Критическое мышление, по словам Стефена Норисса – есть рациональное понятие во что верить, во что не верить». Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо заменить традиционное «накопительное» образование на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает».

Философские основы критического мышления помогают осознать смысл деятельности учителя, ученика и самого процесса учения в современном гражданском обществе.

Что же такое критическое мышление?

Это точка опоры для мышления человека.

Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Мышление оценочное, рефлексивное.

Таким образом научить детей мыслить критически – это «единственное средство современной культуры и всей человеческой цивилизации, которое может одновременно и утолить жажду по определенности, по ясным ориентирам, и существенно уменьшить опасность погружения в иллюзии».

Актуальность предпринятого исследования определяется :

социальным заказом общества на творческую личность учащегося, выпускника школы, обладающего критическим мышлением, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи и, одновременно с этим недостаточной разработанностью вопросов, связанных с развитием критического мышления школьников в процессе изучения географии;

необходимостью теоретико-эмпирического поиска, обоснования и создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию критического мышления учащихся.

В соответствии с темой были определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

Объектом нашего исследования является процесс обучения географии в школе.

Предметом выступили развитие критического мышления подростков в процессе обучения географии.

Цель: выявить психолого-педагогические аспекты развития критического мышления подростков, исследовать технологию развития критического мышления школьников в процессе обучения и апробировать ее в опытно-экспериментальной работе.

Гипотеза: развитие критического мышления школьников в процессе обучения географии будет протекать наиболее эффективно, если:

1) будут учтены психологические особенности школьников подросткового возраста;

2) будет произведен отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления;

3) будут использованы различные методические приемы развития критического мышления на уроках и практических работах по географии;

4) развитие критического мышления школьников будет осуществляться целенаправленно.

Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

2.Выявить психологические особенности подросткового возраста как основу для развития критического мышления

3. Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии (на уроках и практических работах)

4. Произвести отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления.

5. Апробировать технологию развития критического мышления учащихся в процессе обучения географии

6. Проанализировать полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты.

Методы:

Изучение психолого-педагогической и методической литературы

Анкетирование

Тестирование

Анализ продуктов деятельности учащихся

Изучение школьной документации

Педагогический эксперимент

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе повышения квалификации учителей и в процессе профессиональной деятельности учителей географии.

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru