Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Сущность педагогической технологии в развитии критического мышления через чтение и письмо

Педагогика и воспитание » Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии » Сущность педагогической технологии в развитии критического мышления через чтение и письмо

Страница 1

Технология критического мышления стала известна в России с 1997г., она развивается при поддержке Консорциума Демократической и Международной Читательской ассоциации в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития Критического Мышления». Проект реализуется более чем в 16 странах мира и в 5 российских регионах: Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Новгороде, Новосибирске.

С 2000 г. проект в России развивается самостоятельно. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Технология формирования критического мышления, как и любая другая, руководствуется принципами построения, которые основаны на специфических видах мыслительной деятельности. Выделим семь принципов общедидактического характера:

- информационной насыщенности учебного и практического материала для использования аргументов, доказательств или опровержений, основанных на конкретных фактах, источниках, данных;

- социальной обусловленности предмета осмысления. Ранее было отмечено, что критическое – это мышление социальное, поэтому подбор проблем, задач тем для обсуждения следует осуществлять с учетом этого особого свойства;

- коммуникативности в процессе осмысления и ее обсуждения с учетом того, что это мышление индивидуальное и самостоятельное, но проявляется оно в спорах, дискуссиях, при обсуждениях и публичных обсуждениях, поэтому коммуникативные навыки участников осмысления проблемы для формирования данного типа мышления играют решающую роль в успехе;

- проблемности содержания материала - этот общедидактический принцип становится ведущим при построении технологии формирования критического мышления, с которым тесно связан общими свойствами, методами и приемами проблемного обучения;

- мотивации и потребности в знании – основан на том, что отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявления критичности ума в особенности, является рефлексия, которая возможна при условии, если человек мотивирован на то , чтобы узнать, понять, осмыслить, установить истину или получить положительный результат, в противном случае ни о какой критичности ума не может идти речи Именно поэтому результаты экспериментальных исследований критического мышления указывают на то, что развить этот тип мышления удается не у всех обучаемых, а лишь у 30-60%; в зависимости от типа группы и уровня;

- научности, достоверности и доступности информации – способности и умения определить ценность информации, необходимой для формирования критического мышления.

Проведенные эксперименты по обучению взрослых свидетельствуют о том, что развивать критическое мышление можно в любом возрасте и без специального предварительного обучения, так как многие его признаки формируются при традиционном обучении. Однако, эффективность этого процесса и его результат наиболее значимы при системном последовательном обучении данному типу мыслительной деятельности, начиная со школы.

Охарактеризуем педагогические, дидактические и методические условия, от которых зависит эффективность обучения. Одним из основных условий формирования критического мышления школьников является наличие такового у преподавателей.

К педагогическим средствам формирования критического мышления относят следующие:

включение в образовательные стандарты и программы целей развития мышления и обогащение критичности ума;

содержание, способствующее условиям выделения и становления профессиональных компетенций и системы умений и навыков логического и критического мышления;

подготовка преподавателей, направленная на овладение профессиональными компетенциями в области логического и критического мышления и знаниями о методах и способах их формирования;

координация исследований в области развития мышления и обмен опытом исследователей и преподавателей об инновациях и технологиях формирования критического мышления путем публикаций, конференций, семинаров, мастер-классов и специальных проектов.

Наибольший интерес для данного исследования представляют дидактические условия, к которым отнесем: разработку специального курса и включение материалов других дисциплин, а также проблемных упражнений, направленных на отработку мыслительных умений и критичности ума; наличие диагностических методик определения уровня критического мышления с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта обучаемых; разработанность междисциплинарной технологии формирования критического мышления; преемственности технологий формирования критического мышления школьников от среднего звена к старшему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Активность студентов как психолого-педагогическая проблема
Для совершенствования и активизации учебного процесса в высшей школе большое значение имеет знание и учет тех особенностей вузовского обучения, которые обусловливают необходимость перестройки у студе ...

Понятие новой информационной технологии обучения математики
Идея интеграции математики и информатики возникла почти одновременно с введением в школе курса информатики. Более того, долгое время математика и информатика рассматривались как элементы одной образо ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru