Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Сущность педагогической технологии в развитии критического мышления через чтение и письмо

Педагогика и воспитание » Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии » Сущность педагогической технологии в развитии критического мышления через чтение и письмо

Страница 6

Таким образом, на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию на основании уже имеющихся у них представлений, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетании индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) школьники, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Наряду с письменными формами, не менее важной является устная рефлексия. Дж. Стил и ее коллеги – авторы педагогической технологии критического мышления – отмечают, что живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными возможностями учета этих идей. Побуждая к диалогу на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность рассмотреть различные варианты мнений по поводу одного и того же вопроса.

Отметим значение фазы рефлексии для развития знаний учащихся. В этом контексте рефлексия имеет значения для отслеживания результата обучения. Вместе с тем, не менее важна роль этой фазы для отслеживания самого процесса обучения, процесса мышления и деятельности. К. Роджерс писал: «Способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить свои вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта…» Отслеживание механизма своей деятельности помогает учащемуся осознать методологию учебного и научного познания. Дж. Стил и ее коллеги подчеркивают, что преподавание является прозрачным, т. е. когда учащиеся видят, как разворачивается учебный процесс. В это контексте механизм реализации фазы рефлексии выглядит следующим образом.

Рисунок 2.

Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса в режиме технологии развития критического мышления

Преподаватель

Рефлексия педагогического процесса, осознание собственных действий и действий учащихся

------

Становлении нового педагогического опыта, развитие мастерства

Эффективность педагогического процесса

I

I

I

Учащийся

Рефлексия процесса, осознание своего «я», своего опыта, собственных действий и действий учащихся и преподавателя

Рождение нового знания, становление опыта, развитие личности

Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Еще более важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя. Каким образом преподаватель может стимулировать рефлексию? Б. Блюм считал, что таким действенным механизмом могут быть вопросы. Он систематизировал возможные типы вопросов в соответствии с компонентами когнитивной (познавательной) деятельности.

Вопросы формального уровня – это простые вопросы, ответы на которые предполагают воспроизведение информации. (Когда родился НаполеонI? Что такое триангуляция?? Данный тип вопросов наиболее характерен для устной проверки знаний на зачете или экзамене. Однако данные вопросы не стимулируют развитие навыков критического мышления, способствуя лишь тренировке памяти.

2. Вопросы на перевод – это вопросы, предлагающие трансформацию учащимися информации в других образах. (С чем можно сравнить строение земной коры?

Какие ассоциации у вас возникают при рассмотрении данной реакции?) Ответ на вопросы данного типа подразумевают формулировку услышанной или прочитанной информации своими словами, соотнесение новой информации с уже знакомыми образами.

3. Вопросы на интерпретацию – это вопросы, которые позволяют прояснить понимание взаимосвязей между идеями, фактами, определениями или ценностями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Нюансы образования:

Общество сверстников в группе детского сада
Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. В качестве объекта воспитательного воздействия обычно выступает не столько ...

Дидактические игры с наглядным материалом, их применение в младшей группе ДОУ
Реализуя задачи словарной работы, педагоги ДОУ используют дидактические игры с наглядным материалом, которые позволяют совершенствовать и активизировать у дошкольников активный и пассивный словарь. В ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru