В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Прием развития критического мышления «представление информации в кластерах» нами был разработан применительно к уроку по теме «Ветер» и практической работе «Описание природных зон Тульской области на примере г. Киреевска».
Урок с использованием технологии развития
критического мышления по тема «Ветер»
Цель технологии критического мышления – научить работать с текстом, в котором информация понимается , осмысливается, сопрягается с собственным опытом учащихся, а на ее основе формируется собственное аналитическое суждение.
В структуре урока выделяется три стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. На стадии вызова из памяти учеников актуализируются имеющиеся знания и представление об изучаемом (сочетается индивидуальная работа и работа в парах; роль учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес). На стадии осмысления учащиеся изучают и систематизируют новую информацию, получают возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учатся формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации, происходит формирование собственной жизненной позиции. На стадии рефлексии школьники закрепляют новые знания, Пересматривают первоначальные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия (анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа).
На стадии вызова, следуя инструкциям учителя, учащиеся должны заполнить таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал». В колонке «Знаю» учащимся нужно вписать свои имеющиеся знания о ветре, используя ключевые слова. Возможен обмен информацией в парах, дополняя или отбрасывая лишнее. После обсуждения информация должна сверяться с той, которая представлена на слайде.
Данный прием призван помочь активизировать знания, определить ключевые слова и понятия, необходимые для усвоения нового материала, помочь расширить и систематизировать знания по изученному вопросу.
Далее учащиеся самостоятельно должны заполнить вторую колонку таблицы «Хочу знать» и пишут в ней все, что им хотелось бы узнать о ветре.
Вписанные вопросы будут являться планом урока. Данный методический прием нужен для того, чтобы подвести учащихся к формулировке задач урока.
Для определения понятия «ветер» в ходе урока целесообразно провести опыт с зажженной свечей.
На стадии осмысления учащиеся сами должны сформулировать определение «ветер» основываясь на увиденном опыте. Данный прием призван помочь осознанно запомнить понятие.
Далее для выявления причин возникновения ветра школьникам нужно продемонстрировать видеослайды, на основе которых они должны сделать выводы. Перечисленные причины рассматриваются графически и ставятся в логическую последовательность. В начале рассматривают образование дневного бриза. Далее учащиеся составляют самостоятельно схему ночного бриза и записывают ее в виде ключевого слова и его признака.
Рассмотрев причины образования ветра, учитель должен предложить отметить их на раздаточных листах. Используется прием «представление информации в кластерах». Его цель: систематизация материала по степени его значимости, логической последовательности, с учетом причинно-следственных связей. Учитывая возрастные особенности детей, используется поэтапная работа с кластером.
Далее учителю нужно сообщить, что бывают и другие виды ветра кроме бриза. О муссоне учащиеся узнают из текста учебника. Информация должна фиксироваться в кластерах.
Для характеристики силы и скорости ветра учитель может использовать отрывки из литературных произведений, как активное средство для развития мышления учащихся.
Учителю нужно ознакомить детей с прибором для определения скорости ветра «анемометром» и предлагает посмотреть его работу на опыте.
На стадии рефлексии учитель должен предложить поставить элементы логической цепочки в нужной последовательности, выстроить ее правильно. Прием «перепутанная логическая цепочка», цель которого определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей, поможет школьникам усвоить генезис данного явления.
В конце урока учащимся предлагается заполнить последнюю колонку «Узнал» в таблице. Данный прием позволяет детям систематизировать новые знания, а учителю – корректировать свою деятельность.
Прием «представление информации в кластерах» должен помочь учащимся систематизировать полученные новые знания и расположить их в соответствующей последовательности и значимости.
Практическая работа по теме «Описание природных зон
Тульской области на примере г. Киреевска»
Основные методы и проблемы восприятия музыки в психологии и педагогике
В современной литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к восприним ...
Основные направления интеграции школьного курса математики
и информатики
Обсуждая этот вопрос: "Какова роль урока информатики и положение его среди других общеобразовательных предметов в процессе интеграции учебных предметов в средней школе?", можно выделить осн ...