В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
С целью повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-практическая работа, которая включала в себя серию физкультурных занятий различного типа, на которых использовали эффективные, на наш взгляд, способы организации детей при выполнении основных видов движений.
Физкультурное занятие №1 (классического типа, поточно-групповой способ организации)
Задачи:
Учить детей пролезать в обруч боком, закреплять умение перепрыгивать через модули, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь, сохранять равновесие при ходьбе с перешагиванием предметов, ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.
Развивать силу, ловкость, координацию движений, ловкость, чувство равновесия, гибкость, внимание.
Воспитывать организованность, дисциплинированность, доброжелательное отношение друг к другу.
Для организации детей был выбран поточно-групповой способ организации. Словесные указания были четкими и краткими. Удобное расположение инвентаря позволило потерять меньше времени в процессе перестроения детей. Дети выполняли движения двумя потоками и повторяли упражнения 4 раза. Чем больше в зале пособий и двигательных заданий, тем меньше времени приходится ждать своей очереди, а значит выше физическая нагрузка. Но снарядов было недостаточно и количество повторов упражнений не соответствовало возрасту (2 повтора), а для высокой двигательной активности детей повторов должно быть не меньше 4 раз. Общая плотность занятия составила 79%. Этот показатель входит в рамки низкого уровня двигательной активности, но он выше показателя двигательной активности занятия инструктора. На занятии дети 24 минуты активно двигались, 6 минут было потрачено на установление дисциплины в группе, объяснение и показ сложных упражнений таких, как ползанье по гимнастической скамейке на животе.
Физкультурное занятие №2 (классического типа, поточно-круговой)
Задачи:
1.Учить ползать по-пластунски, закреплять умение ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове, сохраняя равновесие, совершенствовать умение прыгать из обруча в обруч, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь, подлезать под дугой гуськом.
2.Развивать силу, ловкость, координацию движений, быстроту, внимание, память.
3.Воспитывать честность, доброжелательное отношение друг к другу.
Т.к. общая плотность первого занятия не превысила 85 % и осталась на низком уровне, на втором занятии был использован поточно-круговой способ организации детей, который позволил им выполнять упражнения потоком друг за другом без длительных ожиданий. Используя данный способ, который позволил выполнять детям движения без остановки, останавливлись только те дети, которые затруднялись выполнять ходьбу по скамейке, т.к. часто мешочек соскальзывал, увеличили физическую нагрузку, но качество выполнения упражнений страдало. На данном занятии, по определению уровня двигательной активности, общая плотность составила 86%. На занятии было потеряно 4 минуты т.к. те дети, которые останавливались, затрудняли движения остальных и нагрузка снижалась, поэтому двигательная активность была на среднем уровне – это подтверждает расчет общей плотности. Объяснения были недостаточно четкими и необходимо было пояснять выполнение упражнений и следить за дисциплиной – при нарушении, останавливать двигательную деятельность детей.
Физкультурное занятие №3 (по сюжету, поточно-круговой)
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей сохранять равновесие, энергично отталкиваться и легко приземляться в прыжках, координировано ползать, отбивать мяч 1 рукой.
2.Развивать быстроту, ловкость, силу, ориентировку в пространстве, внимание.
3.Воспитывать дисциплинировать, умение слушать воспитателя.
По результатам проведенных занятий, выявлено, что поточно-круговой способ организации детей на физкультурном занятии, когда дети выполняют движения по кругу, переходят от одного снаряда к другому, не ожидая своей очереди, эффективен в целях повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. При этом физическая нагрузка выше, естественно, потому что дети занимаются с интересом, т.к. много раз повторяют задания по сюжету и не чувствуют утомления. Данное занятие имело сюжетный характер, что значительно повысило интерес детей к выполнению физических упражнений, а, следовательно, и двигательную активность. Это подтверждено результатами диагностики уровня двигательной активности на физкультурном занятии, он составил 90%. Также, показатель уровня двигательной активности достиг среднего уровня благодаря меньшей потере времени на объяснение упражнений, расстановку инвентаря, потеряно было 3 минуты, т.к. дети длительное время принимали исходное положение и отталкивание при выполнении прыжков, тем самым останавливая движение потока детей. У детей недостаточно сформировано умение выполнять прыжок в длину с места.
Принципы психологической теории деятельности
Психологи утверждают, что прочное усвоение знаний происходит только через собственную деятельность по познанию предмета. Исследованием взаимосвязи действия и сознания российская психология активно на ...
Руководство дидактическими играми в детском саду
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дид ...