В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Итак, если содержание должно соответствовать цели – жить в гармонии с окружающим миром, то главный его критерий – обеспечить понимание окружающего мира, системное продвижение в информационном поле от ближайшего к далекому, от далекого к близкому.
4. главный вопрос разрешения каждой проблемы «как»? не является началом в технологии разрешения проблем. Ему предшествует понимание новой цели и новой нормы, необходимого содержания как критерия деятельности. Если эти этапы преодолены, то можно попытаться ответить на вопрос: «Как? Какими методами? Какими способами?». Их великое множество, в них специфика предмета, личности педагога, особенности обучающихся. Но есть нечто общее, присущее всем. Вернемся к нашей логике – выстраивать доказательства из целостного представления о субъекте как о единстве «биологического, социального и духовного». Следует учесть, что усваиваются в образовании не только содержание, но и метод, который используется как способ деятельности, взаимодействия с окружающим миром. Как же обеспечить гармонию в методе? Очевидно, что каналы взаимодействия с составляющей «био» – движение, «социо» – слово, «дух» – мысль. Если они в соответствии, мысль – разумная, слово – честное, движение – осознанное. На связях между ними: знание (слово о движении), убеждение (осмысленное слово), действие (осмысленное движение). Их соответствие – это внутренняя гармония. Их несоответствие – отклонение от нормы, противоречие, конфликт. Любой метод в образовании обусловлен структурированием содержания, его дозированием и оформлением каждой дозы информации путем актуализации, побуждения к активности, интересу в овладении новой информацией: путем участия в организованной мыследеятельности, в условиях продуктивного мышления, коммуникации, рефлексии. В процессе овладения методом развиваются способности мыслить (мыслетехника), говорить (коммуникация), действовать (рефлексия) по культурным нормам, правилам – осваивается технология решения проблем.
5. Результат образования как степень приобщения к культуре через цели, содержание, методы педагогического процесса вряд ли поддаются измерению. Более того, следует хорошо подумать, прежде чем вводить количественные параметры. Значительно важнее определиться в критериях: либо оценивать то, чего недостает до некоторой общей нормы – стандарта, например; либо оценивать то приращение, которое субъект приобрел в своих потребностях, нормах, способностях. Второй подход видится более целесообразным и соответствующим общей логике наших рассуждений. Состояние сознания постоянно меняется и его структурное представление в естественном состоянии, в образовательных процессах, в деятельности позволяет сделать выводы о качественных изменения субъекта образования.
На пороге XXI века больше, чем когда-либо, в образовании должно быть усилено внимание к духовной составляющей, к разумности, к продуктивному, созидательному мышлению, благодаря чему возможно «примирение» в субъекте образования биологического и социального через духовное, разумное, гуманное.
Социализация ребенка в неполной семье как психолого-педагогическая проблема
Общество – это мир людей, человек живет в этом мире. В нем он рождается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения. Через него включается в различны ...
Урок физической культуры
В процессе овладения физическими упражнениями решаются образовательные, воспитательные, лечебно‑оздоровительные и коррекционно‑компенсаторные задачи. Образовательные задачи направлены на ...