В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Если понимать образование в его истинном смысле как изменение внутреннего образа, которое происходит при осознании самого себя в окружающем мире, то нельзя не согласиться с тем, что оно имеет мировоззренческую функцию. Именно при осознании окружающего мира и себя в нем складывается воззрение на мир – мировоззрение. Будет оно правильным или искаженным зависит от истинности исходных позиций и от логики погружения в них. ХХ век в этой связи входит в историю человечества не только как век научно-технического прогресса, но и век кризиса, перелома в мировоззрении человечества. Как в свое время открытия Коперника, Лобачевского, Эйнштейна совершили переворот в мировоззрении людей, так и открытие Н. Бора (1927 г.) положило начало переосмыслению взглядов на мир в целом, на отношение людей между собой. Это открытие, будучи приложенным к сложным системам, получило развитие в новой отрасли научного знания – синергетике. Синергетику определяют как науку, которая изучает, объясняет, прогнозирует процессы самоорганизации сложных систем в их движении от хаоса к порядку и от порядка к хаосу. Состояние сложной социальной системы в каждый момент времени определяется на шкале «хаос – порядок», крайние точки которой являются самыми неблагоприятными: как крайний хаос мешает осуществлять выбранное направление движения, так крайний, жесткий порядок, является препятствием для нового, для прогресса. Разумные тенденции функционирования и развития возможны где-то посередине как всякая истина.
Однако это уже производные суждения от главного тезиса, сформулированного Н. Бором как всеобъемлющий принцип комплиментарности (дополнительности), который взамен борьбы противоположностей предложил их дополнение. Он перечеркнул многовековой «основной вопрос философии» о первичности – вторичности бытия – сознания. Их противопоставление предполагало границу, по одну сторону которой – идеальное, духовное, по другую – реальное, материальное. Эта мировоззренческая доминанта пронизывала как общее все частности, как сущность все явления. Через эту призму мы смотрели на мир, она была вложена каждому как система убеждений через систему образования и другие социальные институты. Передовая философская мысль приложила принцип дополнительности к основополагающим «противоположностям»: материальному и духовному, и объявила их противопоставление бессмысленным, ложным. Материальное дополняет духовное, духовное дополняет материальное. Или, как доказывает биоэнергоинформатика, материя – это плотный дух, дух – это тонкая материя, они находятся в состоянии непрерывного взаимопроникновения, континуума.
Синергетика как теория самоорганизации сложных систем описывает то общее, что есть в поведении сложных систем как социальных, так и физических, биологических… Новая философия их поведения состоит в пересмотре традиционных установок о противопоставлении в них материального и духовного. Принцип комплиментарности (дополнительности) в корне изменил философские основы мировоззрения. Его универсальность, применимость к физическому микромиру и космическому макромиру поставили человечество перед необходимостью пересмотреть философию социального поведения, социокультурных норм различных отраслей научного знания, изменить коренным образом сознание как атмосферу процесса мышления и самомышления. Сегодня синергетика разрабатывается самыми различными отраслями знания и имеет определенный задел, который позволяет сформулировать основные постулаты синергетических подходов в социальном заказе образованию.
● Духовное и материальное, идеальное и реальное, внутреннее и внешнее дополняют друг друга, между ними нет разграничения, одно непрерывно проникает в другое (континуум духовного и материального): материя – плотный дух, дух – тонкая материя. Материя воспринимается как единство целостность «био-социо-дух» во внешнем и внутреннем – человек = биологическое + социальное + духовное. «Пограничной» сферой между ними является осознание их взаимосвязи, которое происходит в сознании как образовательный процесс, изменение внутреннего образа. Она охватывает идеальное и реальное, образует своеобразное образовательное пространство, в котором реальное осознается, осознанное реализуется (социальный заказ на целостную позицию).
● Если противоположности борются, то энергия затрачивается на преодоление иного, на борьбу, на разрушение. Если они дополняют друг друга, то появляется дополнительная энергия со-трудничества, со-творчества – синергия. Коллективная деятельность, направленная на созидание, требует согласованности, организованности, взаимопонимания, развития мыслетехнических, коммуникативных, рефлексивных способностей (социальный заказ на инновационные образовательные технологии).
Мыследеятельностная педагогика
В 1954 году в Москве сформировался Московский логический кружок (позднее Московский методологический кружок), в котором проводились интенсивные методологические исследования и разработки основания на ...
Методика применения программных средств к интерактивным
урокам
В педагогической практике наряду с традиционными методами, нужно использовать информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащи ...