Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Синергетические подходы в современном образовании

Педагогика и воспитание » Синергетические подходы в современном образовании

Страница 5

Вторая проблема, без решения которой не решить первую, – гуманизация общественной жизни, т. е. очеловечивание социальных отношений. Что такая проблема существует, свидетельствуют имеющиеся многочисленные попытки ее разрушить… Человеческое – это духовное со всеми его компонентами (вера, надежда, любовь, свобода, творчество, разум и т. п.). Если оно обеспечивается в образовании, то каждый профессионал понимает свою профессию как способ служить людям и, значит, делать это с любовью, а не с повсеместным стремлением проявить власть над тем, кто от него зависит. Духовная составляющая тоже ущемлена социальной. Разумность и гуманность, вера и оптимизм, свобода и самостоятельность обретаются в умении мыслить продуктивно, соотнося собственные ценности с общечеловеческими. Если окружающий мир рассматривать системно с тремя равнозначными сферами: «природа», «общество», «духовное пространство», а субъект образования соответственно как «целостного» человека, то их бесконфликтное вполне возможно. Цели образования, сформированные в этой парадигме, требуют соответствующего им содержания и методов.

3. Какие же требования предъявляются к содержанию образования, если его цель – гармоническое существование субъекта образования «человека» с окружающим миром – «природой – обществом – духовным пространством» в их единстве и целостности? Это три взаимосвязанные части: информация о природе и понимание себя в ней, информация об обществе и понимание себя нем, информация о духовном и понимание себя в нем. В образовательных процессах происходит приращение и заявленная нами гармония (как цель образования) в требованиях к содержанию проявляется как соответствие приращений: в представлениях (объективное), в понятиях (абсолютное) в их целостности и единстве. Они взаимосвязаны, взаимодействуют.

Представления индивидуальны, от них можно перейти через чувственное, интуитивное к пониманию, которое, состоявшись, изменит представление. Через логические конструкции определений, доказательства и выводы так же можно обеспечить понимание, без которого не воспринимаются, не запоминаются определения. Субъективные представления ограничиваются социумом, когда позиция становится социальной, появляется общение с другими. Им устанавливается предел – представления других индивидов. В социуме из них выделяется некий инвариант, называемый определение. Субъективные представления корректируются объективным определением. В овладении новым содержанием сочетание представлений, определений, понятий дает наивысший результат, который проявляется во внутренней гармонии субъекта как человека (представления + определения + понятия). Гармония позиции целостного человека подвержена влиянию содержания, которое либо ее деформирует, если в исходном состоянии соответствие не наблюдалось. Ну а как же гармония содержания внутреннего и внешнего? Она недостижима, именно об этом говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Сопоставление показывает их несоизмеримость, если рассматривать мир в целом. Но каждый соприкасается с близким ему пространством, в котором протекает его жизнь. Именно с ним он взаимодействует, именно оно обеспечивает его потребности, нормы, способности, создает среду воспитания, обучения, развития – образовательное пространство. Стремление его понять реализуется через овладение новой информацией (содержанием) и новыми способами действий (методами).

Если содержание структурировано в виде «тоннеля», по которому протаскиваются обучающиеся, то условия для развития собственных «хочу» и «могу» просто нет. Стало быть нет условий для упражнений в управлении потребностями (воспитания), для выращивания способностей (развития), есть только репродуктивное восприятие пути, по которому прошли многие. Сегодня этого мало. Нужны упражнения в размышлении, выборе, творчестве…; нужны деятельные способы, так как только в действии развиваются способности. И стало быть нужна другая структура содержания, соответствующая структуре окружающего мира, который не тоннель, и ходим мы по нему не только вперед и прямо, а постоянно изучаем то, что вокруг, что нас окружает, это и познаем. Пространственная «планетарная» модель обеспечивает три координаты пространства: биологическое, социальное и духовное. В духовном мы самоопределяемся: сопоставляем внутреннее и внешнее, размышляем, сомневаемся, принимаем решение. Там складывается человеческое нашего внутреннего содержания. В социальном обмениваемся содержанием (интеллектуальным, эмоциональным, материальным). И должны произвести свое содержание и оформить, понять и оценить чужое, иметь представление о множестве норм регулирующих обмен, быть готовыми к культурному социальному взаимодействию, овладев критериями деятельности. В отношениях с природой развиваются способности, в способах деятельности проявляется уровень цивилизованности, складывается экологическая культура.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Идеалы и цели воспитания – результат глубокого анализа потребностей общества, всех его сословий, классов
Цели воспитания определяются, по Каптереву, социальным идеалом, который «задается» обществом, национальными традициями, религиозными ценностями. Формирующийся индивид стремится соответствовать ожидан ...

Особенности овладения навыком чтения умственно отсталыми школьниками
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достато ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru