Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Синергетические подходы в современном образовании

Педагогика и воспитание » Синергетические подходы в современном образовании

Страница 4

Совершенно очевидно, демократические отношения обществом не освоены ни на каком уровне: ни на самом верхнем, ни на всех следующих за ним. Овладение ими, как овладение любой технологией, требует не только знаний, но и многократных упражнений, действий в созданных специалистами гармоничных моделях. Главной среди них является модель субъекта образования. Если рассматривать его в соответствии с окружающим миром и к тому же системно, состоящим из составных частей по их причастности к окружающему миру, то вероятно пора отказаться от усеченного представления о субъекте как о биосоциальной системе, принятого в российском педагогическом сообществе, и признать равнозначность третьей составляющей – духовной, той, что над бытием, над обыденным, той, которая укрепляет «стержень сознания», отводит место абсолютной свободе в мыслях, творчестве, разумности. Если все это педагог в ученике увидит и признает, его (учителя) технологии будут насквозь инновационными. Педагогические инновации как поиск нового внутри, как включение в действие неиспользованного ранее потенциала имеют своим источником духовную составляющую субъекта. Признание ее не на словах, а на деле в конкретных действиях конкретного преподавателя в корне изменяют, реформируют педагогическое взаимодействие. И тогда педагогический процесс имеет иные цели, иное содержание, иные методы и, стало быть, иной результат, в целом – иные технологии и модели. Овладеет ими педагог – усвоят ученики, студенты, слушатели, растиражируют на все общество. Если именно так заявит себя система образования, найдутся для нее средства.

Складывая приведенное выше воедино, можно ответить на вопрос: кто он обучающийся? По своей внутренней структуре – (человек) сложная, устойчивая система, гармонично сочетающая элементы (биологического, социального и духовного)… Кроме того, обучающийся – безусловно субъект. Его субъектность главенствующая во взаимосвязях, во взаимодействиях: ученик – педагог – общество. Он заказчик, он тот самый «кирпичик», от прочности которого зависит прочность всего здания, называемого «обществом».

Вопрос о целях образования исключительно актуален в современном российском образовании. Весьма интересен исторический экскурс в поисках ответа. Большую часть человеческой истории образование имело предназначение – понять природу, принимать ее как объективную реальность, жить с ней в ладу, не бояться природных явлений, познавая – приспосабливаться; изменяя – сохранять устойчивое состояние; используя – восстанавливать стартовые условия. В этом проявлялась разумность, сочетание биологического и духовного. При усложнении структуры социума появилась необходимость организовывать социальные отношения, производство и потребление каждым некоторого продукта, отслеживать правила обмена. Именно в этих условиях создавался социальный заказ системе образования превратить человека в личность (социальную единицу). Появилось групповое обучение, «Великая дидактика» Я.А. Коменского. Это век XVII‑ый. За три последующих столетия социум увеличился количественно, его невозможно представит без системы образования, адекватной ему по сложности структуры. Социальная составляющая человека приобретала все большую значимость, затмевая биологическое и духовное в субъекте образования. Внутри его прочно укоренилось несоответствие, проблема, конфликт, дисгармония его целостности: человек как единство биологического, социального и духовного начал.

К концу ХХ века человечество выделяет две глобальные группы проблем: экология и гуманизм. Источник первой в нарушении гармонии «природа – человек» проявляется в пренебрежении ценностями: пол (женщина, мужчина), возраст (младший, старший) род (родители, родственники, Родина), темперамент и самое ценное – здоровье. На каждое разрушительное действие природа реагирует столь же разрушительным, хотя и опосредованным воздействием. Биологическая составляющая в признании этих ценностей, весьма пострадала от социального. Стирание граней между женщиной и мужчиной (в облике, в образе мышления, способах действия), снижение значимости детородной функции, ослабление родственных связей, сокращение отведенной природой продолжительности жизни, повсеместное отклонение от нормы в состоянии здоровья – скромный перечень заслуг гипертрофированной социализации. Особое место в этом процессе отводится ХХ веку, в котором искусственно создано столько, что оно составляет 95 % от созданного за всю историю человечества. Эти успехи породили общечеловеческую проблему – кризисное состояние экологии, поставившей под сомнение устойчивое состояние планеты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Возрастные особенности пятиклассников
Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен нег ...

Экспериментальная модель использования форм организации физического воспитания школьников
"…выполняя свою основную миссию, дошкольные учреждения и школа должны создать условия для сохранения здоровья, дать детям всестороннее гармоническое умственное, нравственное и физическое развити ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru