В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
При организации рефлексии всем участникам демонстрируются различия между «ролевым поведением» и «позиционным действием», как особой формы субъектного поведения, организованного целями и содержанием деятельности.
Объектом антропотехнической рефлексии являются в данном случае прорыв/попадание в новую ситуацию действия. В рефлексии оформляется понятийное различие между предписанной сюжетом игровой ролью и выстраиваемой игровой позицией (рис.2.4).
Рис. 2.4. Схема организации антропотехнической рефлексии
Важно, что роль и позиция обозначаются особыми знаковыми средствами и представлены всем участникам действия.
Схема «новой социальной организации» как формы поддержки новой деятельности
Проектируя работу в социально-организационной плоскости, важно оформлять особенности коммуникации, позиционирование участников группы, организовывать новые социальные формы поддержки освоенной деятельности.
Возможность обсуждения и конструирования «новой социальной организации» возникает в ситуации неуспешного коллективного действия, когда несогласованность действий и отсутствие консолидации ресурсов приводит к «провалу» (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Схема «новой социальной организации»
Такая социальная организация становится новым коллективным ресурсом и позволяет действовать с большей эффективностью. Форма социальной организации конструируется специально под определенную задачу.
Концепция образовательных результатов и эффектов
Основная идея школы «Топ менеджеры будущего» – это формирование группы подростковых лидеров новой формации, способных «потянуть» на себе общественную жизнь детей и подростков в городах и селах края и, более того, на следующем этапе своей жизни активно включиться в управленческую, социальную и экономическую действительность края. Причем существенно, что активность лидеров не должна замыкаться на обеспечение «лидерской тусовки», или сферу подросткового и молодежного отдыха и развлечений, но выходить на социально значимые городские, районные, школьные проекты, поддерживаемые муниципальными, коммерческими и общественными организациями.
Основными особенностями подростковых и молодежных лидеров новой формации в настоящее время являются:
способность прожектировать – создавать прожекты как привлекательные образы социального будущего для самого себя и других, увлекаться этими прожектами и увлекать других;
владение проектной культурой – умение ставить четкие цели и строить мысленные планы действий по их достижению с учетом имеющихся и необходимых ресурсов;
владение современной культурой коммуникации, понимания и рефлексии, способностью привлекать людей, строить и поддерживать партнерские отношения;
владение управленческим мышлением, основными техниками и приемами организации и руководства, как эффективными средствами, обеспечивающими реализацию своих социальных проектов;
высокий уровень самоуважения, самоорганизации и психорегуляции, владение индивидуальными психотехниками восстановления жизненного ресурса.
Немаловажными факторами влияния на человеческую активность, в том числе и подростковую, признаются такие психологические факторы как позитивное отношение к жизни, надежды на реализацию жизненных планов и уверенность в будущем. В последние десятилетия этот факт подробно обсуждается в рамках понятия «качество человеческого капитала», и актуальность подобных обсуждений объясняется тем, что ресурсом развития городов, регионов, стран в ситуации глобальной конкуренции становится человеческий ресурс.
В концепции образовательной программы ТМБ заложено формирование активной жизненной позиции подростка, поскольку наличие жизненных планов, степень сформированности представлений о своем будущем и отношение к жизни, выраженное в оптимистической или пессимистической оценке своих жизненных перспектив, является определенной формой «крепления» человека в обществе.
Понятие активности подразумевает три фокуса:
социальный – как отношение к социальной действительности, отношение и оценка протекающих в крае и стране политических и социально-экономических процессов;
ценностной – как ориентация на определенный «антропологический идеал»: либерально-демократический, социальный (социально-патерналистский);
личностный – как отношение к себе (оценка личных жизненных перспектив), «оформленность будущего» (оценка простроенности своего будущего).
Состояние лексической стороны речи у детей с ОНР
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных верба ...
Сущность процесса обучения
Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения. Научная теор ...