Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Содержание образования и педагогические технологии

Страница 2

Для удобства представления трех разных процессов, которые проектируются и разворачиваются по предметно-содержательной, антропотехнической и социально-организационной линиям в рамках образовательного модуля используется схема трехплоскостного представления образовательного процесса. На каждой плоскости представлено разворачивание определенной линии: на левой плоскости отображается процессы предметно-содержательной линии; на правой – антропотехнической и на нижней – социально-организационной линии (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Схема трехплоскостного представления образовательного процесса

В рамках образовательного модуля используются три базовые схемы: схема «образовательного действия»; схема «антропологического сдвига – расширения горизонта» и схема «новой социальной организации» как формы поддержки новой деятельности участников. Каждая из этих схем используется для понимания и организации образовательного процесса, представленного на соотвествующих плоскостях: предметно-содержательной; антропотехнической и социально-организационной плоскости.

Схема образовательного действия

Разворачивание образовательного процесса (на предметно-содержательной плоскости) проектируется на основании схемы «образовательного действия», которая опирается на схему «рефлексивного выхода», предложенной Г.П.Щедровицким (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Схема образовательного действия

Схема описывает ситуацию, когда действие, производимое учеником в соответствии с его целями или задачами, средствами и знаниями по каким то причинам не удается осуществить. Причинами может быть получение иного, отличного от ожидаемого результата, отсутствия нужного материала или невозможность выполнения действия наличными интеллектуальными средствами.

После остановки деятельности, должен быть поставлен вопрос о причинах, затрудняющих действие и средствах, необходимых для их преодоления. Таким образом, из позиции деятеля осуществляется переход в новую, рефлексивную позицию – внешнюю по отношению к прежней и будущей, проектируемой.

Для ответа на вопросы «почему не получилось действие?» и «что нужно сделать, чтобы оно получилось?» необходимо обратиться к исходным действиям и проанализировать их. Ответ на эти вопросы создается в виде проекта или плана предстоящей деятельности. Построенный план-проект является оформлением нового способа действия.

Схема «антропологического сдвига – расширения горизонта»

Проектируя и разворачивая работу в антропотехнической плоскости, важным рабочим понятием является понятие «горизонта», введенное О.И.Генисаретским, поскольку это понятие позволяет описывать и конструировать переходы от одного типа деятельности и типа мышления к другому. «Горизонт» представляет собой спектр культурных, социальных и образовательных ситуаций, в которые человек замкнут, и может быть приведен в синонимическом ряду с понятием «расширения культурного пространства». Как пишет О.И.Генисаретский, расширение культурного пространства – это большая степень свободы для самоопределения, для раскрытия новых человеческих возможностей, для нового модуса самореализации. Важность «горизонта» в том, что он одновременно ограничивает и фокусирует мышление, и в то же время позволяет выходить за пределы осуществляемой деятельности.

Деятельность субъекта во многом обусловлена его представлениями о мире, которые задают для него «поле возможного». При этом осуществляемая им деятельность имеет функцию нормирования для него самого поля задаваемого его горизонтом. Ввиду этого возможность нового действия, перехода к новой деятельности возникает, когда горизонт, задающий границу представлений о мире, изменяется. «Расширение горизонта» может происходить в ситуации, когда задается новое поле смыслов, переопределяющих и перезадающих «картину мира».

Рис.2.3. Схема «расширения горизонта»

При этом горизонт как бы «отодвигается» и появляется новое поле смыслов, возникает ситуация самоопределения и нового формата самореализации с целью переопределения индивида в новом горизонте (рис. 2.3).

Схема «антропологического сдвига – расширения горизонта» используется для организации антропотехнической рефлексии, которая обеспечивает попадание человека в «мир новых возможностей» понимания, мышления, действия. Данная рефлексия выстраивается как анализ поведения-действия отдельных участников во время различных имитационно-игровых образовательных ситуаций. В таких имитационно-деятельностных играх ряд участников действует по заданным игровым правилам и игровому сюжету, не меняя своих действий даже когда видна их очевидная неэффективность – что соответствует ролевому поведению. Другая группа участников, видя неэффективность своих действий, переходит к позиционному действию, предполагающему игровую цель, и даже, начинает изменять сюжет игры, беря на себя функцию управления игрой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Особенности формирования у ребенка культуры здорового образа жизни
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраст ...

Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения
Контроль знаний школьников с помощью педагогических тестов год от года все более прочно завоевывает себе позиции в системе образовательных учреждений в нашей стране. В то же время непосредственно для ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru