В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Формирование активной жизненной позиции подростка это не единственная задача образовательной программы ТМБ. В ходе участия в образовательном процессе программы ТМБ подростки приобретают определенные знания, способы применения знаний и способности.
Для оценки образовательных результатов и эффектов в рамках образовательной программы «Топ менеджеры будущего» был проведен анализ существующих моделей образовательных результатов и предложена матрица подходов к оцениванию образовательных результатов. Были выделены следующие подходы к оценке образовательных результатов:
знаниевый – как направленность на оценивание присвоенных знаний о соотвествующих предметных областях;
компетентностный – как направленность на оценивание присвоенных (освоенных) способов деятельности в конкретных предметных областях (практические предметные умения) и оценка общих способов интеллектуальной деятельности (способностей), позволяющих действовать в новых измененных ситуациях;
социокультурный – как направленность на оценивание способности учащегося ориентироваться в социальной и социокультурной действительности; способности «удерживать», ориентироваться на определенный антропологический идеал, соответствующий перспективам общественного развития; способность рефлексивно относиться к себе и умение строить жизненные планы – качеств, определяющих степень жизненной активности, готовности активно участвовать в социальной, культурной и экономической жизни общества;
антропологический – как направленность на оценивание «смыслового сдвига», «открытия нового горизонта», изменения мировоззрения – события, позволяющего фиксировать изменение ценностных установок подростка, представление о себе и о мире.
Также были выделены типы оцениваемых единиц, виды образовательных результатов, метод и форма фиксации (измерения) образовательного результата (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
|
Подход |
Типы |
Результаты и эффекты |
Метод фиксации |
Форма |
|
Знаниевый |
Ориентационные знания |
Экспертная оценка |
Контрольная работа | |
|
Компетентностный |
Прикладные |
Практические предметные умения |
Экспертная оценка |
Аналитические и исследовательские задания, разработка проектов |
|
Ключевые |
Умение работать с информацией; Умение работать в группе, анализировать свои действия; Умение оформлять свои мысли, идеи; Рациональный выбор |
Рефлексивная оценка достижений |
Анкета | |
|
Социокультурный |
Социальный |
Оценка протекающих в крае и стране процессов, отношение к социальной действительности |
Оценка образца |
Анкета |
|
Ценностной |
Ориентация на определенный «антропологический идеал» |
Оценка образца |
Анкета | |
|
Личностный |
Оценка личных жизненных перспектив, оценка оформленности своего будущего |
Оценка образца |
Анкета | |
|
Антропологический |
Событийность – расширение горизонта |
Экспертная оценка |
Рефлексивные эссе, интервью |
Знаниевый подход к измерению результатов обучения позволяет зафиксировать уровень понимания и усвоения предметного материала. Формой фиксации ориентационных знаний является контрольная работа.
В рамках компетентностного подхода оцениваются прикладные и ключевые компетентности.
Под прикладными компетентностями понимаются практические предметные умения (овладение различными способами, а не знаниями о способах), которые оцениваются экспертным образом в результате выполнения определенного типа заданий.
Влияние системы развивающего обучения на процесс развития личности младшего
школьника в работах Д.Б. Эльконина
В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы личности ребёнка. Однако начинается эта перестройка с интеллектуальной сферы, и прежде всего – с мышления. Это связано ...
Основные компоненты содержания обучения аудированию и говорению на основе
аутентичного песенного материала
Содержание обучения в методике преподавания иностранных языков трактуется по-разному. С. Ф. Шатилов выделяет следующие компоненты содержания обучения: лексический и грамматический материал, правила о ...