Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Социально-психологический потенциал студенчества в приобщении к культуре мира

Педагогика и воспитание » Социально-педагогическое сопровождение становления культуры мира у студентов » Социально-психологический потенциал студенчества в приобщении к культуре мира

Страница 1

Периодом наиболее активного развития нравственных чувств, периодом, характеризующимся повышенным интересом к моральным проблемам, является, по мнению ряда ученых (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.В. Петровский), возраст 18-20 лет - то есть период обучения в вузе или студенческая пора молодости. Повышение интереса к моральным проблемам в этом возрасте подтверждают и сами студенты. В частности, они отмечают, что конфликты, происходящие между ними, возникают чаще всего в академической группе (в % к числу опрошенных) (таблица 1):

Таблица 1

Причины конфликта

Удельный вес, в %

1

По поводу морально-этических проблем

20,7

2

По поводу выполнения общественной работы

20,0

3

По поводу успеваемости и дисциплины

17,1

4

По принципиальным вопросам учебы и науки

14,8

5

Из-за неумелой организации жизни группы

12,6

6

Другие проблемы

4,0

7

Не ответили

10,8

Приведенные данные подтверждают вышесказанное: наиболее важными являются для студентов именно проблемы морально-этического плана.

Возрастные периоды, оптимальные для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств, психологи определяют как синзитивные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Для формирования социокультурной толерантности как морального качества личности таким периодом является юношеский возраст (так называемый первый и второй период юности), к которому относится и студенчество. Студенчество - это мобильная группа, основной целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.

Большинство психологов относит данный возраст ко второму периоду юности или первому периоду зрелости (А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.), которому свойственны сравнительно высокий образовательный уровень, активное потребление культуры, относительная экономическая самостоятельность, развитие познавательной мотивации, повышенная потребность в коммуникации, социальная активность.

Психолого-педагогическая характеристика студенчества отмечает две тенденции, определяющие этот возрастной период: повышенный интерес к собственной личности, самопознанию и самовоспитанию и стремление к расширению социальных связей.

Такие характеристики студенчества, как повышенная социальная активность и стремление к расширению социальных связей, определяют абитуриента, входящего в образовательное пространство, как человека социального (терминология Е.В. Бондаревской).

Социальная и интеллектуальная зрелость предполагают не только выработку системы взглядов на мир, но и на свое место в нем, осознание себя носителем определенных общественных ценностей, а, следовательно, и социально полезной личностью. Именно поэтому в студенческий период заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива.

Однако требования общества, предъявляемые к личности специалиста, стали иными. Социальный заказ общества на современном этапе предполагает формирование не только самостоятельной, инициативной личности, но и формирование специалиста как человека мира (Е.В. Бондаревская). То есть в процессе обучения в вузе решается задача "перематывания культуры из безличной формы всеобщности в личностную форму культуры индивида" (B.C. Библер).

Системное изучение новых требований к специалисту базируется на различных методических принципах. Например, в Германии подготовка в высшей школе ориентирована на развитие у специалиста: познавательных и общих интеллектуальных способностей, профессиональных навыков, общей эрудиции, социальных и личностных качеств, пунктуальности, трудоспособности, экономности, аккуратности, гибкости, самостоятельности, долга, лояльности, учета интересов предприятия, а также способностей к руководству - умение вести переговоры, устанавливать контакты, распределять задания, принимать решения, риторические навыки, общительность и др.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Что такое воспитание трудного ребенка
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В узком смысле под воспитанием понимают целенапр ...

Профессионально-педагогическое образование в России с 1917 г по XXI век
После Октября 1917 г. наступает новый период в развитии профессионального образования (1917 – 1990 гг.), отличающийся от предшествующих этапов, прежде всего новой государственной идеологией (государс ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru