Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методы расширения лексического запаса учащихся на уроках домашнего чтения

Педагогика и воспитание » Домашнее чтение как средство расширения лексического запаса учащихся » Методы расширения лексического запаса учащихся на уроках домашнего чтения

Страница 5

Смысловые категории распадаются на четыре группы, а именно: 1) категориально-познавательные; 2) ситуативно-познавательные; 3) оценочно-эмоциональные и 4) побудительно-волевые.

В первой группе реализуется отношение единичного и общего. Человек использует смысловые категории этой группы для отнесения предметов и явлений к определенному классу. Категории первой группы раскрывают отношение данной вещи и явления к миру вещей и явлений вообще. Это категории, выражающие опознавание данного объекта как такового. Это такие категории, как категории родовой и видовой идентификации (стол, ваза, карандаш, листок бумаги), категория действия (стоит, лежит, бежит гремит), категория физических свойств (красный, горячий, твердый). Называя предмет, например, словом «стол», мы относим единичное к общему. Наличие этих категорий в тексте создает тот план сообщения, который мы называли категориально-познавательным.

Вторая группа категорий — это категории, обозначающие отношения, существующие между познаваемыми объектами, т. е. они раскрывают отношения между объектами и явлениями, возникающие в описываемой ситуации. К ним относятся: категория места (на столе, в комнате); категория расположения (под углом, диагонально к), категория последовательности (после того как, вчера . сегодня), категория признака (лежащий на столе блокнот говорит о том, что здесь кто-то вел эксперимент), категория причины (он взял блокнот, потому что не хотел, чтобы прочли его записи), категория назначения (блокнот для записи хода опытов), категория цели (он взял блокнот, для того чтобы .), категория условия (раз он взял блокнот, то будет вести записи).

Употребление этих категорий в речевом сообщении воплощает познание человеком взаимной связи и обусловленности явлений реального мира в конкретной ситуации жизни. Наличие таких категорий в тексте передает ситуативно-познавательную информацию. Мы называем наличие таких категорий в тексте ситуативно-познавательным планом сообщения.

Первый и второй планы сообщения служат для выражения логической информации.

Третья группа — это категории, которые раскрывают отношение пишущего к предметам, явлениям, людям, о которых он пишет, а также отношение пишущего к своим мыслям, мыслям и поступкам другого человека, иногда его отношение к тому, для кого он пишет. К ним относятся: категория оценочных качеств (роскошные цветы, прекрасная зелень), категория уверенности (вне всякого сомнения, безусловно), категория предположительности (возможно, вероятно).

План сообщения, передаваемый категориями третьей группы, назван нами эмоционально-оценочным. Эмоционально-оценочный план может раскрываться не только в лексически выраженных категориях. Так, в пьесе Горького «На дне» Актер говорит Луке: «Ты—чудак!» Здесь употреблена категория рода, по в то же время в этих словах выражено и отношение Актера к Луке, переданное интонационно. «Ты знаешь, что такое аплодисменты?» — задает Актер Луке вопрос. Только зная всю ситуацию, мы понимаем те чувства, которые испытывает Актер, спрашивая об этом. В письменном тексте эмоционально-оценочный план часто не выражен непосредственно, а должен быть вычитан из всего сообщения в целом.

К четвертой группе относятся категории, которые выражают побуждение: приказ, требование, совет, просьбу и т. д. Это могут быть побуждения, направленные от автора к читателю, а также взаимные воздействия героев рассказа. План сообщения, передаваемый категориями четвертой группы, назван нами побудительно-волевым. Побудительно-волевой план сообщения, так же как и эмоционально-оценочный, может быть выражен не только путем употребления специальных категорий, но и всем содержанием сообщения в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Нюансы образования:

Варианты подвижных игр для детей третьего и четвертого года жизни
«Подпрыгни до воздушного шара». На игровой площадке натянут шнур на расстоянии 3—5 м от земли. К нему привязаны шары так, чтобы они находились выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям ...

Влияние занятий по лыжной подготовке на организм занимающихся
Лыжная подготовка сопровождаются высокими суммарными энерготратами. Для восстановления энергетических ресурсов, которые постоянно расходуются в результате деятельности скелетных мышц, организму лыжни ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru