Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методы расширения лексического запаса учащихся на уроках домашнего чтения

Педагогика и воспитание » Домашнее чтение как средство расширения лексического запаса учащихся » Методы расширения лексического запаса учащихся на уроках домашнего чтения

Страница 3

Дополнительные тексты — фабульные тексты с небольшим содержанием незнакомой лексики, о значении которой учащиеся могут догадаться сами. Авторы допускают иноязычные комментарии новых слов. Тексты предназначаются для работы дома. Они большего объема — 1—1,5 страницы. Понимание таких текстов проверяется в классе, и обычно их содержание служит развитию неподготовленной речи. Фабульные тексты помещаются в учебнике и в книгах для домашнего чтения.

Наконец, последний вид текста (обзорно-контрольные по нескольким темам) служит для беспереводного чтения. Проверка понимания осуществляется устно или письменно беспереводными приемами.

Однако, кроме этих общеизвестных требований к тексту учителю необходимо знать некоторые признаки текста, которые могут так или иначе влиять на процесс его понимания

Логико-смысловые признаки текста.

Семантико-смысловая цельность текста. Одной из наиболее существенных характеристик текста, в том числе и учебного, является его семантико-смысловая цельность. Цельность проявляется в смысловом единстве текста. Суть феномена цельности — психолингвистическая, она коренится в единстве коммуникативной интенции говорящего (говорящих) и в иерархии планов (программ) речевого высказывания.

Данное определение феномена цельности высказывания справедливо и для письменной речи. Интенция пишущего и его программа определяют цельность письменного сообщения. Имеющиеся исследования указывают на то, что цельность может и не иметь словесно-выраженной формулировки. Однако она присутствует в любом тексте в виде определенной мотивации и при необходимости может быть выражена словесно. К сожалению, учебные тексты иногда страдают отсутствием цельности. Отсутствие цельности затрудняет работу над текстом, поскольку предлагаемое сочетание слов не может быть названо текстом в данном его понимании. Условием цельности текста является связность. Однако целостность, как указывает А. А. Леонтьев, не может полностью определяться через связность, так как связный текст не всегда обладает характеристикой цельности. Очень интересным является указание на то, что связность может быть определена на двух или нескольких (не более семи) последовательных предложениях, принадлежащих одному говорящему, пишущему (добавим мы) или нескольким. Выделенные признаки связности имеют разную частотность употребления. При построении сообщения выбор того или иного признака относительно свободен, и если построение характеризуется связностью, то обязательно имеет набор реализующих эту связность признаков.

Логико-смысловая структура текста.

Основными компонентами смыслового начала текста являются тема, идея и проблема произведения. Отсутствие в литературоведении однозначных определений понятий «тема», «идея», «проблема» ведет к тому, что и в психологии эти компоненты содержания текста трактуются неоднозначно.

В учебном тексте всегда раскрыта какая-то тема, идея. Проблема в учебном тексте представлена далеко не всегда. На начальном этапе обучения идея текста может быть самой простой, элементарной, например: осенью собирают большой урожай, осенью в природе все изменилось. В старших классах тексты более сложны и по теме и по идее, выражаемой в них. Примером может служить любой текст из учебников как для общеобразовательной школы, так и для школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке.

Анализ учебных текстов показал, что преобладающее большинство их (86%) имеет одну тему. Это объясняется тем, что учебные тексты характеризуются небольшим объемом и что авторы учебников и учебных пособий интуитивно учитывают легкость понимания учащимися текста с одной темой. Вторая тема является обычно сопутствующей. В преобладающем большинстве случаев тема формируется словесно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Нюансы образования:

Использование демонстрационного эксперимента в обучении химии
Важнейшим из словесно-наглядных методов обучения является использование демонстрационного химического эксперимента. Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперим ...

Возможности музыки для эмоционального развития младших школьников с гиперактивным поведением
Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, пед ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru