Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Методы расширения лексического запаса учащихся на уроках домашнего чтения

Педагогика и воспитание » Домашнее чтение как средство расширения лексического запаса учащихся » Методы расширения лексического запаса учащихся на уроках домашнего чтения

Страница 4

Особое значение для раскрытия темы имеет заголовок. Как показал анализ, 97,3% всех технических текстов и 88,5% всех художественных текстов отражают тему текста в заголовке. В газетных текстах эта цифра несколько ниже: 52,8% текстов характеризуются выраженной в заголовке темой. Суммарно тема отражена в заголовке в 74% всех анализированных текстов. Заголовок позволяет определить, сколько тем являются основными, отграничить случаи, когда в тексте представлено несколько тем и когда имеются одна тема и несколько подтем. В школьных учебниках заголовки у текстов почти всегда имеются. Правда, учащиеся иногда не обращают внимания на заголовок, тем самым затрудняя себе понимание текста. Тема также очень часто формулируется в начале текста.

Характер изложения темы может быть различным. Возможно описание, объяснение или определение предмета темы, а также его оценка. Иногда может быть текст с несколькими по характеру изложения темами. Частотность перечисленных видов изложения темы, как показывает анализ учебных текстов и наши наблюдения, различна; она изменялась в зависимости от характера текста.

В отношении идеи текста было установлено, что она имела также разную степень и характер словесной выраженности. В преобладающем большинстве технических и художественных текстов идея сформулирована словесно. В газетных текстах наблюдалось почти равное количество случаев идеи, сформулированной словами, и идеи, словесно не выраженной. В учебных текстах идея формулируется в конце текста. Второе место занимают случаи, когда идея сформулирована в начале текста.

Отличие идеи от темы заключается в том, что последняя формулируется преимущественно в тексте и заголовке, первая же находит отражение чаще всего только в тексте. По отношению к остальным мыслям текста она может быть общим положением, раскрываемым последующим изложением, может носить характер вывода из изложенного, представлять собой частную мысль — оценку, излагаемую параллельно другим мыслям, и может также представлять собой комбинацию первого и второго или первого и третьего.

Проблема в отличие от темы и идеи присутствовала далеко не во всех рассмотренных текстах. Проблема может быть выражена в любом месте текста. Однако наиболее часто проблема бывает сформулирована в середине текста, особенно это относится к техническим текстам.

Проблема может иметь три основные характеристики: 1) проблема поставлена без описания ее решения, 2) проблема поставлена и описано ее решение, 3) описано решение проблемы без ее постановки.

Информативность текста.

Следующей очень важной характеристикой текста является его информативность. Установлено, что информативность характеризует не абсолютное количество информации в тексте, не общую его информационную насыщенность, но лишь ту информацию, которая, скорее всего, станет достоянием реципиентов.

Информационная насыщенность текста — величина абсолютная, информативность же текста — величина относительная. Оценкой информативности является мера адекватности интерпретации реципиентом замысла цели, основной идеи сообщения. Информативность текста — один из факторов эффективности смыслового восприятия, сообщения, или потенциальная интерпретационная характеристика текста.

Качественный анализ материалов показал, что категории рода, физических свойств (цвета), категория действия с предметами, а также категории количества и времени (выраженные грамматически) встречаются почти во всех описаниях. Употребление этих видов смысловых категорий не зависит от объема описания. В большинстве описаний реализуется категория вида, результата действия, состояния. Следующую группу по частоте встречаемости составляют категории количества (выраженные лексически), физического свойства — размера, приобретенных и оценочных качеств, категория отношения говорящего, категория степени качества. Среднее положение по частоте встречаемости занимает категория происхождения (в пределах категории физических свойств — информации о форме); категория взаимного расположения предметов, категория времени, выраженная лексически; категория сходства. Еще в меньшем количестве описаний встречаются категории имени, качества действия, сопутствующих обстоятельств, признаков и подобия. И, наконец, к редко встречающимся категориям отошли категории действия с предметом, последовательности, причины, условия, цели, различия, исключения, уточнения и назначения. Это как раз те категории, которые появляются в больших по объему описаниях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Нюансы образования:

Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы ...

Воздействие коллектива на личность
При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Используя реальную возможность высказать критические ...

Категории
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru