В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
преподаватель ставит студентов перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты;
преподаватель использует прием резюмирования (краткое обобщение, формулирование теоретических выводов и закономерностей).
Приведем конкретный пример введения базового понятия преподавателем. Фрагмент занятия на тему "Методы тестирования. Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности" в рамках образовательного модуля "Методы педагогического исследования".
Преподаватель фиксирует чёткое определение учебной деятельности, а также рассматривает данное понятие в культурно-историческом подходе - представления: Ю.К. Бабанского (учебная организованность), Г.П. Щедровицкого (ситуация учения-обучения), В.В. Давыдова (понятие учебной деятельности, ее структурные компоненты). Описывая представление Г.П. Щедровицкого, преподаватель вводит схему учения-обучения (схема 3.1). Таким образом, преподаватель использует такой прием как применение схемы при введении нового материала.
Схема 3.1
![]() |
Понятие учебной деятельности в каждом из подходов разное, в сравнении данных подходов студенты понимают, что есть учебная деятельность, студенты сопоставляют, соотносят представления об учении, обучении, учебной деятельности (т.е. представляя несколько вариантов понимания обсуждаемого понятия, преподаватель использует следующий прием: ставит студентов перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты).
3. Пробные действия "на себе", коллективный анализ действий
На данном этапе применяется метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала - метод практической работы.
Сущность практического метода заключается в том, что исследование проводит каждый студент лично или в составе группы. Центральным моментом практического метода на данном этапе является то, что студент осуществляет пробные действия "на себе": применяет "к себе" различные методики, проводит исследование "на себе", осваивает позицию испытуемого, что позволяет ему прочувствовать ситуацию. Этап пробных действий "на себе" предполагает кратковременное погружение студента в реальную исследовательскую деятельность в роли испытуемого (в прямых действиях). Таким образом, организуя практическую деятельность студентов, преподаватель использует прием:
преподаватель обеспечивает получение студентами опыта "через себя" ("принцип проживания").
Деятельность учащихся будет осмысленной в данном случае, если после совершения пробного действия происходит коллективное обсуждение случившегося (метод дискурсивного обсуждения). Организация коллективного обсуждения на данном этапе предполагает переход от одного типа деятельности к другому. В результате осуществление пробного действия и коллективного обсуждения происходит осознание и осмысление учащимися происходящего (таким образом, создаются условия, в которых возникает необходимость в освоении конкретного метода).
Осуществляя исследовательскую деятельность на данном этапе, студент сталкивается с определенными проблемами (разрывы в деятельности). Проблематизация, в свою очередь, становится исходным пунктом для разработок, исследований и сознательного овладения нужным предметным материалом, а также приемами и техниками педагогической работы. Эффекты и результаты рефлексии оформляются в новый способ действия, которые позволяет решать проблемные ситуации в последующем проведении исследования, то есть служат средствами преодоления разрыва (при выходе из этого разрыва происходит освоение метода).
Исследовательская работа, выявляющая значение каждого приёма активизации
при изучении нумерации многозначных чисел
Автор работы провёл исследования, которые помогли ему определить значение каждого приёма активизации в изучении и усвоении раздела: “Нумерация многозначных чисел”. Результаты наблюдений отражены в сл ...
Группы сверстников как микрофактор социализации
Группы сверстников – это объединение детей, подростков, хотя и различающихся по возрасту, объединённые системой отношений, определёнными общими ценностями или ситуативными интересами. Они образуются ...