Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования

Страница 9

Тест на определение творческих способностей

Задача исследования. Количественная оценка творческого воображения и скорости процессов мышления. Предлагаются любые три слова в сочетании, ранее не известном исследуемому.

Пример инструкции испытуемому. «После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача – возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, если бы я написал «дождь», «поле», «земля», можно было бы объединить их в такую фразу: «Дождь в поле хорошо промочил землю».

Возможны и другие фразы. Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я буду говорить: «Черта», ставьте отчетливо заметную косую черту в том месте, в котором вас застанет сигнал. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду «Стоп!», прекратите писать и переверните лист бумаги». Пустить секундомер, через 5 минут дать команду «Стоп!».

Учет и анализ результатов. Ведется наблюдение за мимикой и поведением исследуемого. Путем опроса надо уточнить, какие фразы писать легко, а когда было трудно что – либо придумать, что именно мешало.

Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная оригинальная комбинация; 4 – правильное, логичное сочетание слов; 3 – пожалуй, и так можно; 2 – два слова связаны, а третье нелогично, 1 – бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме пространственных баллов, поделенной на число фраз, написанных за 5 минут.

Тест на изучение оригинальности

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка 7 – 8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая – нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают похожи облака на небе и т.д.).

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что – то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой – нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собачкой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1 – 4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т.д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Результаты, полученные в ходе применения первой методики «Характеристика ученика» можно представить в виде таблицы.

Таблица 6

Результаты методики «Характеристика ученика» (творческие способности) в экспериментальной группе

№ п/п

Ф.И. ученика

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

Антонов С.

+

+

-

-

Шуман А.

-

-

-

-

Казаков Д.

+

+

-

-

Головкин Д.

-

-

+

-

МалыхинаЛ.

-

-

-

-

Харькина И.

-

-

-

-

Чебуркаева Л.

+

+

-

+

Кириллова А.

-

+

-

-

Кочнев А.

-

-

+

+

Кочнева Е.

-

+

+

+

Лаврентьева Л.

-

+

+

+

Леонтьев Ж.

+

-

-

+

Матюхина В.

+

-

-

-

Портнова А.

+

+

-

-

Плотников М.

+

-

+

-

Прыгунов Ф.

+

+

-

-

Султанова А

+

+

+

+

Сулейманова А.

+

-

-

-

Плотникова Л.

+

+

+

+

Фуфалдина К.

+

+

+

+

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru