В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческих способностей, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить младших школьников.
Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания и наиболее эффективных средств образовательной деятельности, способствующих раскрытию возможностей личности. Ключевыми проблемами современного образования (в новых контекстах) являются приведение содержания образования в соответствие с требованиями современных цивилизационных изменений и создание условий для развития ребенка как подлинного субъекта образовательной деятельности.
В условиях формирования нового образовательного пространства появляется необходимость в образовательном результате, который определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью ученика начальной школы к успешному решению как учебных задач, так и творческих, что порождает необходимость раннего развития творческого (креативного) потенциала у младших школьников.
Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогике, педагогической психологии и психологии творчества. Анализируются механизмы творческой деятельности (Т.В. Андреева, Б.Г.Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, и др.). Вопросы развития творческих способностей детей, их творческой активности, креативности личности рассматриваются в отечественных исследованиях П.Р.Атутова, В.И. Андреевой, Г.С. Альтшулера, В.Н.Дружинина, И.В. Дубровиной, М.В.Колосовой и др.
Решение задачи развития творческих способностей требует, чтобы каждый учебный предмет реализовывал свой потенциал в этом направлении, в том числе и урок «Технология» в начальной школе.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают необходимость включения в систему образовательных задач методов продуктивного обучения, благодаря которым интеграция различных знаний будет способствовать формированию особого типа мышления и развитию творческих способностей (Е.А. Александрова, М.А. Балабан, И.Беем, Е.В.Губанова, О.М. Леонтьева, А.М. Хуторской, С.Н.Чистякова, и др.)
Развивающее значение художественно-конструктивной деятельности отмечено в работах в области психологии искусства, трудового обучения и художественного воспитания (А.В. Бакушинский, Б.Н. Неменский, Л.А. Парамонова, В.С. Кузин, И.А.Лыкова и др.).
Итак, актуальность данной темы объясняется следующими положениями:
- во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность;
- во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Трудовое (технологическое) обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки технологии должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.
Актуальность данной проблемы позволило сформулировать тему дипломной работы: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии».
Объект исследования – деятельность учителя и учащихся на уроках технологии в начальной школе.
Предмет исследования – развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии
Гипотеза – специально организованная деятельность учителя на уроках технологии способствует развитию творческих способностей младших школьников.
Цель исследования: определить эффективные формы, методы и средства развития творческих способностей на уроках курса «технология».
Задачи исследования:
изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировать подходы к пониманию сущности понятия «творчество», рассмотреть процесс развития творческих способностей младших школьников;
раскрыть особенности организации и проведения современного урока технологии;
выявить формы, методы и средства развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии;
провести экспериментальное исследование, выявить влияние трудового (технологического) обучения на развитие творческих способностей в начальной школе.
В работе были использованы следующие методы:
-теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научно-методических источников по теме исследования;
-эмпирические методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов и результатов деятельности, моделирование ситуаций.
Опытно-экспериментальная база: ГООУ санаторная школа-интернат г. Петровска.
Дипломная работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность, цели, объект, предмет, задачи исследования.
В первом разделе «Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии» представлен теоретический материал по теме исследования, даны определения основным понятиям, подробно рассматриваются особенности формирования и развития творческих способностей младших школьников, особенности организации уроков технологии в начальной школе. Кроме этого, рассмотрены формы, методы и средства развития творческих способностей на уроках технологии. Отмечено значение выбора данной темы с точки зрения исследователей (Г.Айзенк, Г.Груббер, Р.Стенрнберг, Л.Термен), они отмечают важность творческой деятельности младших школьников в достижении результатов обучения, видят в ней развитие личности.
Во втором разделе рассмотрены программы по технологии и сделан их анализ, составлена система занятий и игр на развитие творческих способностей, описан опыт их проведения.
В заключении сделаны выводы о том, уроки трудового (технологического) обучения в начальной школе развивают творческие способности учащихся, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний. Благодаря им, школьники учатся думать, анализировать, делать выбор. Ознакомившись с проблемой, мы считаем, что разработка и внедрение таких форм требует дальнейшего изучения.
Список используемой литературы включает 62 наименования книг и журналов по теме исследования. В приложении мы приводим конспекты занятий, игры на развитие творческих способностей младших школьников, картотека пословиц, поговорок, стихов, CD диски с фотографиями.
творческий способность школа урок технология
Методические рекомендации по формированию культуры восприятия академической
музыки в начальной школе и учреждениях дополнительного образования
В исследовательской практике накоплено достаточное количество различных методик, замеров по различным «параметрам» музыкального развития, навыки восприятия академической музыки, уровень творческой ак ...
Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся
На очередном заседании ректоров вузов стран «большой восьмерки» было высказано мнение о том, что «во всем мире падает уровень школьного образования. Ситуация критическая. И ее нужно исправлять немедл ...