В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В ходе диагностики было выявлено, что после проведенной работы у 4-х человек показатели изменились: полученные данные уже не говорят о высокой склонности, а выявлена значительная предрасположенность к девиантному поведению. Таким образом, в классе не осталось детей с высокой склонностью к девиантному поведению – это 0% из 100%.
Процент учащихся со значительной предрасположенностью к девиантному поведению сократился с 23% до 19%.
Также ситуация кардинально изменилась у 3-х человек и у них была зафиксирована низкая склонность к девиантному поведению или ее отсутствие (81% из 100%).
Результаты диагностики представлены на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Также повторно было проведено социометрическое исследование (Морено) (Приложение 2). Анализ результатов показал, что в 9 «Г» классе остался один «отверженный» – это 4% из 100% (было четверо). Количество отрицательных выборов в отношении этого учащегося явно сократилось (с 16 отрицательных выборов до 7).
Результаты диагностики представлены на диаграмме 4.
Диаграмма 4
Таким образом, мы пришли к выводу, что в работе с трудными детьми важно реализовать следующие направления:
· перевод социальной ситуации в педагогическую;
· воспитание нравственно – правовой убежденности;
· формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;
· развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
· создание ситуации успеха в доминантном виде деятельности, включение в социально полезные виды деятельности;
· организация педагогического влияния на индивидуально – групповые мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
· предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и др.);
· организация благоприятного социально – психологического климата;
· ликвидация пробелов в знаниях.
Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:
· знание и учет факторов социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении;
· учет индивидуально – психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;
· учет особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения в социуме;
· уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;
· опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в судьбе воспитанника;
· включение в творческую общественно полезную деятельность;
· выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания;
· защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний.
По итогам проведенной работы нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей по организации социально-педагогической помощи подросткам склонным к девиантному поведению.
Таким образом, эффективность работы с учащимися, склонными к девиантному поведению, во многом зависит от соблюдения правил конструктивного взаимодействия с ними (позитивный настрой, системность, индивидуальный подход и др.)
Профилактика отклонений в развитии личности подростка действенна, если осуществляется на основе эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Школа – одно из центральных звеньев в системе общей профилактики девиантного поведения.
Активное привлечение ближайшего социального окружения школьников (в первую очередь значимых для него людей) помогает успешному решению задач профилактики девиантного поведения.
Общество как макрофактор социализации
Общество - понятие политолого-социологическое, которое характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, п ...
Методики изучения эффективности
воспитательного процесса
В словаре «Психология», редакторами которого являются известные ученые А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, утверждается, что при исследовании эффективности человеческой деятельности можно использовать ...