В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смешение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом.
Рост числа различных видов девиантного поведения, в основе которых лежит процесс социальной дезадаптации детей и подростков, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Её рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от неё.
Актуальность темы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей.
Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.
Особая актуальность и острота проблемы, недостаточная обоснованность функций современной общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков, необходимость социально-педагогического обеспечения деятельности других социальных институтов обусловили выбор темы нашего исследования: «Социально-педагогическая деятельность общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков».
Объект исследования - социально-педагогическая деятельность общеобразовательной школы.
Предмет исследования - процесс социально-педагогического влияния современной общеобразовательной школы на систему профилактики девиантного поведения подростков.
Цель исследования: выявление условий эффективности социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков.
В качестве гипотезы нашего исследования выступало предположение, что систематическая, целенаправленная работа педагогов, специалистов ОУ способствует нормализации межличностных отношений в ученическом коллективе и снижению количества учащихся, склонных к девиантному поведению.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены следующие задачи исследования:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
2. Охарактеризовать сущность и особенности проблем подростков с отклоняющимся поведением;
3. Определить личностные особенности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении;
4. Обосновать механизмы педагогического влияния общеобразовательной школы на профилактику девиантного поведения подростков.
5. Разработать методические рекомендации по совершенствованию социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков.
Методологическая основа: ученые и практики различных областей знаний всегда уделяли повышенное внимание вопросам выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения в различных его аспектах. Настоящее исследование осуществлялось на основе анализа трудов ученых (в том числе и современных), внесших значительный вклад в разработку социально-педагогических основ воспитательно-образовательного процесса, превентивной профилактики (С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, С.И. Григорьев, В.И. Загвязинский, В.Т. Лисовский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов и др.).
Мы опирались также на проведенные ранее исследования, в которых рассматривались историко-философские (Н.Г. Алексеев, А.И. Арнольдов, Л.В.Бадя, В.А.Журавлев, Т.М.Михайлов, А.П.Окладников, С.С.Фролов, Т.Ф.Яркина и др.), психолого-педагогические (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, С.А.Беличева, А.С.Белкин, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.Н.Гуров, А.И.Кочетов, A.Н.Леонтьев, Л.Е.Никитина, М.И.Рожков, В.А.Сластенин, В.С.Торохтий, Д.И.Фельдштейн, А.Б.Фомина, С.Н.Чистякова и др.), медицинские (А.И.Буянов, Н.М.Иовчук, А.Е.Личко, А.И.Захаров), социально-правовые (М.И.Гернет, B.Ф.Куфаев, П.И.Люблинский, Г.Г.Силласте) аспекты изучаемой нами проблемы.
Большое значение для исследования имели труды, посвященные непосредственно проблемам деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков (М.А.Алемаскин, Б.Н.Алмазов, C.А.Беличева, Н.А.Закатова, И.А.Клейсберг, Н.А.Катаева, И.А.Невский, А.Ф.Никитин, Р.В.Овчарова и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: изучение и анализ социологической, психологической и педагогической литературы и документации; изучение и обобщение практики работы общеобразовательных школ и других социальных институтов по профилактике девиантного поведения подростков; опытно-экспериментальная работа; педагогическое наблюдение, проведение социометрических исследований; анкетирование; индивидуальные беседы.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в выявлении и анализе причин возникновения девиации у детей подросткового возраста;
- в теоретическом обосновании влияния различных социальных факторов на проявление девиантного поведения у подростков.
Практическая значимость исследования, теоретические выводы, рекомендации могут быть использованы родителями и педагогами для преодоления отклонений в поведении детей подросткового возраста.
База исследования: в нашем исследовании принимали участие 26 подростков 9 «Г» класса МОУ лицея №24 г. Волгодонска.
Анализ обучения аудированию в средней школе
Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с ...
Использование игровых методов на уроке
В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением. Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная сис ...