Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Формирующий этап направленный на воспитание нравственных качеств личности школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности

Педагогика и воспитание » Возможности внеурочной деятельности в воспитании нравственных качеств старших школьников с нарушением интеллекта » Формирующий этап направленный на воспитание нравственных качеств личности школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности

Страница 2

В результате педагогического эксперимента сложился определенный алгоритм проведения классных часов по воспитанию нравственных качеств личности y школьников с нарушением интеллекта. Структура классного часа по воспитанию нравственных качеств личности включает в себя: мотивационную часть, основную (содержательную) часть, заключение, рефлексивный анализ. Назначение мотивационной части (по времени 4-5 минут) - мобилизовать внимание учащихся к теме классного часа. Назначение содержательной части (15-20 минут) – воспитание нравственных качеств личности школьников. Рефлексивный анализ (5минут) - подведение итогов, заключается в создании у всех участников классного часа чувства удовлетворения от общения друг с другом, от полученных новых знаний, от результата, стимулирование дальнейшей деятельности, установление связи с последующими разговорами на классном часе, побуждение желаний внести коррективы в работу класса. Классные часы по воспитанию нравственных качеств разделены нами на пять групп: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе.

Тематика классных часов, ориентированная на воспитание у старшеклассников нравственных качеств личности. Назначение данных классных часов: стимулировать повышение интереса к проблемам нравственности и морали, к проблемам добра, долга, милосердия; развитие потребностей к самосовершенствованию, проявлению гуманности и любви к окружающим (людям, животным, растениям).

На ценностно-ориентированном этапе мы использовали игру для выявления отношения учащихся к нравственным качествам. С помощью игры закреплялись нравственные привычки. Через игру и в процессе игры старшеклассник проживает все основные ситуации жизни, выявляет свое отношение к ценностям. Огромное напряжение, которое старшекласснику приходится преодолевать, чтобы овладеть целым рядом нравственных умений, отношений и знаний в контексте игры, остается незаметными для самого школьника. Особую роль в эксперименте выполняли ролевые игры социальной направленности. Как показывает педагогический эксперимент, такие игры способствуют успешной реализации и закреплению нравственных качеств, умению самостоятельно принимать решение в нестандартной ситуации. В созданной игровой ситуации учащиеся переживают событие вместе со своими героями, стараются овладеть их морально-волевыми качествами, интенсивно воспринимают опыт других, развивают навыки выбора решений по отношению к действиям, поведению учащихся. Как указывает в своих исследованиях В.В. Николина, «особенностью ролевых игр является привнесение участниками игры личного опыта конкретных деталей, эмоциональных переживаний и обмена ценностями при решении проблемы, задаваемой встречей «Я» и «Мы». Как известно, в качестве обязательного элемента в ролевой игре присутствует имитационная модель, которая отражает выбранный фрагмент действительности как способ замещения реальности». Имитационной моделью в нашем случае является «Магазин ценностей». За основу конструирования игры взяты идеи Л.И. Маленковой, А.С. Прутченкова, Н.Е. Щурковой.

Цель ролевой игры «Магазин ценностей» заключалась в изучении уровня воспитания нравственных качеств личности у учащихся и создании нравственной атмосферы в классном сообществе. На основе имитационной модели создавалась игровая ситуация по купле-продаже положительных и отрицательных ценностей. Наряду с имитационной моделью в ролевой игре присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью специалистов. В нашем случае были представлены: директор магазина (классный руководитель), который «продавал» ценности; покупатели (учащиеся), покупающие недостающие ценности; независимые эксперты (учителя, воспитатели). В результате проведения социально-ролевой игры учащиеся осмысливали общечеловеческие ценности, приобретали навыки участия в дискуссии и принятия коллективных и индивидуально-ценностных решений в различных ситуациях. Игра проводилась нами в три этапа: подготовительный, содержательный (проведение игры) и заключительный этап. На подготовительном этапе школьникам предлагалось разделиться на несколько групп по 3 человек в каждой группе. Все учащиеся играли роль покупателей «нравственных качеств». Итоги «торгов», помогают учащимся проанализировать результаты работы по сформированности «купленных» нравственных качеств, которые заполняются в таблицу:

Характер закрепленных у школьников положительных

и оставшихся отрицательных ценностей

Ф. И. учащегося

Закрепленные положительные ценности

Оставшиеся отрицательные ценности

Дима В.

Справедливость

Недисциплинированность

Иван Д.

Доброжелательность

жадность

Карина К.

Чуткость

обидчивость

Иван К.

Отзывчивость

зависть

Мария Л.

Общительность

злоба

Александр Р.

Терпимость

агрессивность

Алексей Р.

Заботливость

леность

Анастасия С.

Умение прощать

вспыльчивость

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Нюансы образования:

Коммуникативные приёмы, способствующие эффективному педагогическому общению и воспитанию
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Чтобы подтвердит ...

Общество сверстников в группе детского сада
Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. В качестве объекта воспитательного воздействия обычно выступает не столько ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru