Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Место городецкой росписи в учебных программах и учебно-методической литературе

Педагогика и воспитание » Методика художественного образования младших школьников в процессе знакомства с городецкой росписью » Место городецкой росписи в учебных программах и учебно-методической литературе

Страница 1

Приобщение школьников к русской народной культуре возможно через разные народные промыслы и ремесла. Мы остановимся на Городецкой росписи. С нашей точки зрения данная роспись является более доступной для младших школьников по освоению технологии.

Анализ учебно-методической литературы показал, что некоторые педагоги предлагают изучать со школьниками городецкую роспись.

Н.М. Сокольникова в учебном пособии " Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе", в разделе "Школа народного и декоративно-прикладного искусства" - методика освоения декоративной росписи, подробно описывает этапы выполнения городецкой росписи. Какова последовательность нанесения красок, какие сюжетные мотивы.

Н.Я. Горяева и О.В. Островская в учебнике " Декоративно – прикладное искусство в жизни человека" в разделе "Городецкая роспись" описывают историю городецкой росписи, как зародилось это искусство, технология росписи, предлагаются иллюстрации с поделками, на которых великолепно выполнена роспись мастерами. Так же предлагаются задания и вопросы по данному материалу.

В учебнике "Изобразительное искусство для 1 класса" Т.Я. Шпикаловой представлены рисунки и иллюстрации городецкой росписи, показаны примерные уроки по изучению городецкой росписи, где мы можем узнать о народных мастерах городца, элементах узора, композиции рисунка.

В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина "изобразительное искусство в начальной школе". 1 – 2 класс. Книга, которая учит чувствовать, ощущать красоту окружающего мира, понимать в чем сущность искусства. Знакомит с замечательными произведениям русских и зарубежных художников, мастерами народного декоративно – прикладного искусства. Учит придумывать узоры, рисуя различные предметы, композиции, иллюстрации к сказкам, рассказам, загадкам и поговоркам, составлять аппликации.

Продолжение этого учебника, В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина "изобразительное искусство в начальной школе". 3 – 4 класс. В этом учебнике продолжается путешествие в волшебный мир изобразительного искусства, в мир красоты линий, формы, света и цвета. Показаны правила рисования и закономерности строения (конструкции) формы, перспективы, светотени, цвета, композиции. Чем лучше ребенок изучит азбуку изобразительного искусства, тем привлекательнее, оригинальнее будут его рисунки, тем более они будут выразительнее.

Авторы программы "Рисунок" 1 – 11 классы (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко), не выделяют часы на изучение народных промыслов и ремесел, не говоря уже о народных росписях.

В Программе Г.С. Швайко представлен перечень занятий по городецкой росписи, дидактические игры по этой теме.

Книга М.С. Соколова "Художественная роспись по дереву" : Технология народных художественных промыслов. Начинается с краткого экскурса в историю промыслов с подробным описанием технологии, виды композиций, в конце каждой главы предлагается вопросы для повторения и тесты для самопроверки степени усвоения ключевых понятий изложенного материала. Иллюстрации с изделиями народных ремесел Гродца, Хохломы и др. Городецкая и Хохломская росписи рассматриваются с целью постижения академических основных понятий, который разъясняет ряз специальных терминов и названий предметов.

В программе " Изобразительное искусство и художественный труд: В 1-2 классах народные росписи не изучаются. В 3 классе (1 ч) выделены темы: "Твои игрушки" - на которой детей очень обобщенно знакомят с дымковской, городецкой игрушками и предлагают слепить и расписать ее под одну из росписей; "Твоя посуда", где только предлагают к рассмотрению народную глиняную и деревянную посуду (Гжель, Хохлома). В 4 классе не рассматриваются народные росписи, а в частности городецкая роспись.

В программе "Композиция" Сокольниковой, на первом этапе выполняются росписи в полосе и квадрате из форм растительного мира (ягоды, листья, цветы) и геометрических форм (на основе народных орнаментов северных и южных регионов России). На втором этапе происходит знакомство с художественной росписью по дереву (Полхов – Майдан, Городец), и по фарфору (Гжель), а также с русской глиняной игрушкой. На третьем этапе идет изучение основных отличительных элементов геометрического орнамента каргопольской, филимоновской и дымковской игрушек, роспись игрушек, выполненных из глины, выполнение росписи матрешек (Сергиев-Посад, Семенов, Полхов-Майдан). На четвертом этапе изучения главных отличительных элементов растительного орнамента росписи по дереву (Городец, Хохлома), выполнение росписи посуды (Гжель), росписи бумажных подносов (Жестово). На пятом этапе в основном идет изучение различных орнаментов северных и южных народов России. На шестом этапе уделяется внимание народному костюму. На седьмом этапе продолжается изучение различных школ народного мастерства по производству глиняной и деревянной игрушки; эскиз, лепка и роспись глиняной игрушки. На восьмом этапе предлагается несколько заданий с использованием местных народных промыслов. На девятом этапе раскрывается широкий раздел по изучению традиционных художественных ремесел народов России, в которых упоминаются изделия из дерева с росписью, но конкретный центр росписи не указывается. На десятом этапе продолжение знакомства с традиционными школами народных мастеров (Белорусских, украинских и других национальностей), а также знакомство с современным декоративно – прикладным искусством (роспись по дереву не упоминается). На последнем этапе знакомство с декоративно-прикладным искусством народов мира. Таким образом, в данной программе представлен широкий интересный раздел по декоративной композиции с охватом народного искусства ближнего и дальнего зарубежья. В программе "Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства" для 1-8 классов ( Шпикалова, Сокольникова, Светловская, Ершова, Величкина), Большое внимание уделяется народным промыслам: ткачеству, вышивке, игрушке, резьбе и росписи по дереву. Так, например, в 1 классе, раздел 3, предполагается изучение городецкой и хохломской росписей по дереву. Во 2 классе, раздел 3, изучают особенности северодвинской росписи по дереву из Пермогорья. В 3 классе, 3 раздел, затрагивается Северная роспись из Мезени, знакомство с росписями русской прялки (городецкая, олонецкая, вологодская, северодвинская). В 4 классе рассматриваются другие виды промыслов, роспись не затрагивается. Таким образов, в программе по изобразительному искусству, посвященной изучению народного и декоративно-прикладного искусства дается лишь общее представление о Городецкой росписи. В пособии для внеклассной работы, " Роспись по дереву", Х.И. Махмутова раскрывает опыт руководства школьного учителя кружком росписи по дереву, содержит значительные рекомендации по изучению приемов хохломской и городецкой росписи. Рассказывая об истории художественных промыслов, автор дает методические советы по организации практических занятий со школьниками по технологии росписи, приводит разработки уроков, примерный учебно-тематический план, учебно-материальное обеспечение, пишет о технике безопасности, общие методические рекомендации по проведению занятий в кружке.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Характеристика современных шрифтов прописей
Вплоть до начала 70-х годов в советской начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма, сформировавшегося еще в XIX: волосные и нажимные ...

Функции процесса обучения
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru