Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Место городецкой росписи в учебных программах и учебно-методической литературе

Педагогика и воспитание » Методика художественного образования младших школьников в процессе знакомства с городецкой росписью » Место городецкой росписи в учебных программах и учебно-методической литературе

Страница 1

Приобщение школьников к русской народной культуре возможно через разные народные промыслы и ремесла. Мы остановимся на Городецкой росписи. С нашей точки зрения данная роспись является более доступной для младших школьников по освоению технологии.

Анализ учебно-методической литературы показал, что некоторые педагоги предлагают изучать со школьниками городецкую роспись.

Н.М. Сокольникова в учебном пособии " Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе", в разделе "Школа народного и декоративно-прикладного искусства" - методика освоения декоративной росписи, подробно описывает этапы выполнения городецкой росписи. Какова последовательность нанесения красок, какие сюжетные мотивы.

Н.Я. Горяева и О.В. Островская в учебнике " Декоративно – прикладное искусство в жизни человека" в разделе "Городецкая роспись" описывают историю городецкой росписи, как зародилось это искусство, технология росписи, предлагаются иллюстрации с поделками, на которых великолепно выполнена роспись мастерами. Так же предлагаются задания и вопросы по данному материалу.

В учебнике "Изобразительное искусство для 1 класса" Т.Я. Шпикаловой представлены рисунки и иллюстрации городецкой росписи, показаны примерные уроки по изучению городецкой росписи, где мы можем узнать о народных мастерах городца, элементах узора, композиции рисунка.

В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина "изобразительное искусство в начальной школе". 1 – 2 класс. Книга, которая учит чувствовать, ощущать красоту окружающего мира, понимать в чем сущность искусства. Знакомит с замечательными произведениям русских и зарубежных художников, мастерами народного декоративно – прикладного искусства. Учит придумывать узоры, рисуя различные предметы, композиции, иллюстрации к сказкам, рассказам, загадкам и поговоркам, составлять аппликации.

Продолжение этого учебника, В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина "изобразительное искусство в начальной школе". 3 – 4 класс. В этом учебнике продолжается путешествие в волшебный мир изобразительного искусства, в мир красоты линий, формы, света и цвета. Показаны правила рисования и закономерности строения (конструкции) формы, перспективы, светотени, цвета, композиции. Чем лучше ребенок изучит азбуку изобразительного искусства, тем привлекательнее, оригинальнее будут его рисунки, тем более они будут выразительнее.

Авторы программы "Рисунок" 1 – 11 классы (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко), не выделяют часы на изучение народных промыслов и ремесел, не говоря уже о народных росписях.

В Программе Г.С. Швайко представлен перечень занятий по городецкой росписи, дидактические игры по этой теме.

Книга М.С. Соколова "Художественная роспись по дереву" : Технология народных художественных промыслов. Начинается с краткого экскурса в историю промыслов с подробным описанием технологии, виды композиций, в конце каждой главы предлагается вопросы для повторения и тесты для самопроверки степени усвоения ключевых понятий изложенного материала. Иллюстрации с изделиями народных ремесел Гродца, Хохломы и др. Городецкая и Хохломская росписи рассматриваются с целью постижения академических основных понятий, который разъясняет ряз специальных терминов и названий предметов.

В программе " Изобразительное искусство и художественный труд: В 1-2 классах народные росписи не изучаются. В 3 классе (1 ч) выделены темы: "Твои игрушки" - на которой детей очень обобщенно знакомят с дымковской, городецкой игрушками и предлагают слепить и расписать ее под одну из росписей; "Твоя посуда", где только предлагают к рассмотрению народную глиняную и деревянную посуду (Гжель, Хохлома). В 4 классе не рассматриваются народные росписи, а в частности городецкая роспись.

В программе "Композиция" Сокольниковой, на первом этапе выполняются росписи в полосе и квадрате из форм растительного мира (ягоды, листья, цветы) и геометрических форм (на основе народных орнаментов северных и южных регионов России). На втором этапе происходит знакомство с художественной росписью по дереву (Полхов – Майдан, Городец), и по фарфору (Гжель), а также с русской глиняной игрушкой. На третьем этапе идет изучение основных отличительных элементов геометрического орнамента каргопольской, филимоновской и дымковской игрушек, роспись игрушек, выполненных из глины, выполнение росписи матрешек (Сергиев-Посад, Семенов, Полхов-Майдан). На четвертом этапе изучения главных отличительных элементов растительного орнамента росписи по дереву (Городец, Хохлома), выполнение росписи посуды (Гжель), росписи бумажных подносов (Жестово). На пятом этапе в основном идет изучение различных орнаментов северных и южных народов России. На шестом этапе уделяется внимание народному костюму. На седьмом этапе продолжается изучение различных школ народного мастерства по производству глиняной и деревянной игрушки; эскиз, лепка и роспись глиняной игрушки. На восьмом этапе предлагается несколько заданий с использованием местных народных промыслов. На девятом этапе раскрывается широкий раздел по изучению традиционных художественных ремесел народов России, в которых упоминаются изделия из дерева с росписью, но конкретный центр росписи не указывается. На десятом этапе продолжение знакомства с традиционными школами народных мастеров (Белорусских, украинских и других национальностей), а также знакомство с современным декоративно – прикладным искусством (роспись по дереву не упоминается). На последнем этапе знакомство с декоративно-прикладным искусством народов мира. Таким образом, в данной программе представлен широкий интересный раздел по декоративной композиции с охватом народного искусства ближнего и дальнего зарубежья. В программе "Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства" для 1-8 классов ( Шпикалова, Сокольникова, Светловская, Ершова, Величкина), Большое внимание уделяется народным промыслам: ткачеству, вышивке, игрушке, резьбе и росписи по дереву. Так, например, в 1 классе, раздел 3, предполагается изучение городецкой и хохломской росписей по дереву. Во 2 классе, раздел 3, изучают особенности северодвинской росписи по дереву из Пермогорья. В 3 классе, 3 раздел, затрагивается Северная роспись из Мезени, знакомство с росписями русской прялки (городецкая, олонецкая, вологодская, северодвинская). В 4 классе рассматриваются другие виды промыслов, роспись не затрагивается. Таким образов, в программе по изобразительному искусству, посвященной изучению народного и декоративно-прикладного искусства дается лишь общее представление о Городецкой росписи. В пособии для внеклассной работы, " Роспись по дереву", Х.И. Махмутова раскрывает опыт руководства школьного учителя кружком росписи по дереву, содержит значительные рекомендации по изучению приемов хохломской и городецкой росписи. Рассказывая об истории художественных промыслов, автор дает методические советы по организации практических занятий со школьниками по технологии росписи, приводит разработки уроков, примерный учебно-тематический план, учебно-материальное обеспечение, пишет о технике безопасности, общие методические рекомендации по проведению занятий в кружке.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Взгляды педагогов, теоретические основы формирования читателя
Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: "Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А.П. ...

Методологическая основа создания тематической композиции
Целью данного параграфа является рассмотрение методологической основы тематической композиции, навыков грамотного изображения, принципов художественного иллюстрирования. Сравнительный анализ понятий ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru