Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Взаимодействие детского сада и родителей в формировании интереса дошкольника к семейной истории

Педагогика и воспитание » Взаимодействие детского сада и родителей в формировании интереса дошкольника к семейной истории

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.

Мы согласны с мнением Т.А. Марковой, которая считает, что «в семье существуют возможности для включения ребёнка в бытовую, хозяйственную, досуговую, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к труду родителей».

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Динамичная и порой непредсказуемая социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации - «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи и дошкольного учреждения.

Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства.

Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного формирования личности ребёнка.

Сложившаяся система детско-родительских отношений являлась предметом исследования таких авторов, как Дружинин В. Н., Карабанова О. А., Лидерс А. Г., Овчарова Р. В., Сатир В. и др.

Проблемой формирования личности ребёнка на протяжении многих лет занимались такие известные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин и другие. В многочисленных теоретических и прикладных исследованиях сферы личности А.С. Спиваковской и Н.Я.Безбородовой показана важность и значимость изучения сферы личности. Перечислим ряд доводов: во - первых, наличие эмоционального общения на ранних этапах развития приводит к существенным качественным показателям в становлении его личности; во - вторых, внутренне субъективное отношение ребёнка к окружающей действительности определяет его благополучие, которое во многом влияет на межличностные отношения, на общение, поведение, на качество выполняемой деятельности, на развитие и формирование человека как личности.

В связи с этим указывается на необходимость формирования личности с дошкольного возраста. Как подчеркивает А.В. Запорожец, воспитание на этой основе социальных чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком - то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической не разработанностью проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям, а также влиянием семейных традиций на формирование личности дошкольников.

На наш взгляд, очевидным является противоречие между усилением значимости формирования личности дошкольников и недостатком эффективных средств в процессе формирования личности.

Проблема исследования состоит в том, какие средства являются наиболее эффективными для формирования личности дошкольников. В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для формирования личности ребёнка.

В нашей работе мы будем исследовать, как понятие семейные традиции, так и их влияние в формировании личности дошкольника.

Цель исследования: выявить влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников.

Объект исследования: процесс формирования личности дошкольников.

Предмет исследования: семейные традиции как средство формирования личности дошкольников.

Задачи исследования:

Теоретически обосновать значимость и необходимость использования семейных традиций в воспитании ребенка

Изучить методическую литературу и опыт работы по формированию интереса у дошкольников к семейным традициям

Изучить уровень приобщения ребенка к семейным традициям

Определить приоритетные направления взаимодействия детского сада и семьи по данной проблеме

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование личности дошкольников в семье будет эффективным, если:

- воспитание опирается на традиции народа;

- используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;

- деятельность родителей по формированию личностных качеств дошкольников осуществляется систематически и планомерно;

- соблюдается преемственность и тесное взаимодействие семейного воспитания и воспитания в детском дошкольном учреждении.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ психолого – педагогической литературы;

диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных).

Теоретической базой исследования являются работы отечественных психологов, посвящённые проблеме формирования личности дошкольников, раскрытия духовных потребностей ребёнка и его творческого потенциала (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин, А.В. Запорожец и др.).

Практическая значимость результатов состоит в том, что содержащие в работе теоретические материалы по включению семейных традиций в процесс формирования личности дошкольников будут использованы в системе педагогического просвещения родителей.

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru