Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Программа методов активизации учебной деятельности

Страница 3

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью всего процесса обучения. Традиционно она включает в себя работу с учебной и научной литературой, подготовку к лабораторным и практическим занятиям с использованием методической литературы, решение задач, проработку лекционного материала. Кроме того, организация индивидуальной работы со справочниками, с учебной и научной литературой, тренировка памяти, грамотное ведение записей и умение практически использовать полученные знания напрямую зависят и от формы проведения аудиторных практических и лабораторных занятий. Оптимальное усвоение физических знаний возможно путем разумного сочетания указанных видов самостоятельного обучения студентов с тем, что называется активным обучением. Если они проводятся традиционно, то преподаватель имеет узкие возможности проконтролировать подготовку большинства студентов, т.к. обычно удается опросить в среднем от пяти до десяти студентов. Если же, как показывает опыт, используются деловые игры, то в работе участвует практически вся группа и, кроме того, появляется возможность промежуточного контроля при подготовке к занятиям, которая позволяет вмешаться и скорректировать внеаудиторную самостоятельную работу. В качестве промежуточного контролирующего занятия можно использовать КСР, обучая студентов навыкам индивидуальной самостоятельной работы. Остановимся теперь на методике деловых игр при подготовке к практическим занятиям по физике. Разработанная методика основана на системе организационных форм самоуправления студентов. Эта система предполагает ее непрерывное использование в течение всего семестра, но не исключает возможности использования многих ее элементов на отдельных занятиях. А эти отдельные занятия, в связи с возрастанием роли самостоятельной работы, можно применять как контролирующие. Практические занятия по физике можно проводить, используя последовательно (от простой к более сложной), следующие организационные формы: пресс0конференцию, собрание, деловое совещание, конкурс на лучшего руководителя, конкурс на лучшего эксперта, конкурс на лучшего специалиста, физическая олимпиада, научная конференция, блиц-турнир по решению задач, бригадный подряд. Эти организационные формы можно дополнить другими, или наоборот, какие-то исключить.

Применение организационных форм именно в такой последовательности – от более простых к более сложным, позволяет научить студентов самоорганизовываться и активизировать познавательную деятельность за счет повышения ответственности за результат перед своими коллегами. Самоуправления является организационной основой проведения таких занятий. Это означает, что организацию, регулирование и контроль практического занятия студенты осуществляют самостоятельно. При организации занятий по предлагаемой методике студенческая группа делится на «организаторов», «руководителей», «специалистов» и «экспертов». В соответствии с выбранной формой, пишется сценарий игры и распределяются роли участников. Перед проведением игры за 2-3 дня, преподаватель встречается с руководителями каждой их групп студентов, определяет степень готовности группы к занятию и корректирует дальнейшую подготовку.

Рассмотрим, как пример, организацию изучения темы «Элементы специальной теории относительности» в форме деловой игры. На занятии за неделю до проведения деловой игры студенческая группа разбивается на три категории: руководители (3 чел.), эксперты (5 чел.) и специалисты (остальные члены группы). Первый руководитель будет вести деловое совещание, полностью знакомится со всей темой и отвечает за организацию деловой игры. Второй руководитель подробнейшим образом изучает раздел релятивистской кинематики и распределяет сообщения на эту тему среди специалистов. Третий руководитель отвечает за изучение релятивистской динамики. Эксперты также распределяются на три группы. Первый эксперт отвечает за объективную оценку работы всего коллектива. Два эксперта за анализ и оценку выступлений по теме «Релятивистская кинематика», а два других – за анализ и оценку сообщений, встречных вопросов и ответов по теме «Релятивистская динамика». Критерием для положительной оценки деятельности специалистов берется глубокий анализ материалов в выступлении, а также количество вопросов (как минимум три) заданных по изучаемой теме. Причем вопросы должны задаваться по такому правилу: студенты выступающие по теме «Релятивистская кинематика», задают вопросы по релятивистской динамике, а студенты, изучающие релятивистскую динамику – наоборот. В конце обсуждения каждого раздела итоговый обзор делает руководитель, отвечающий за заданный раздел. А в конце всей игры обобщение делает первый руководитель и принимается заключительное решение совещания. За день-два до занятий преподаватель встречается с руководителями и экспертами с целью контроля хода подготовки к деловой игре и корректировке заключительного решения, а также для прояснения всех трудных мест материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Разработка интерактивной лекции по курсу «Организация ЭВМ и систем»
В качестве основного источника материала была взята готовая лекция «Тенденции развития средств вычислительной техники» в формате PowerPoint, не содержащая интерактивных вставок. На её основе была раз ...

Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся
На очередном заседании ректоров вузов стран «большой восьмерки» было высказано мнение о том, что «во всем мире падает уровень школьного образования. Ситуация критическая. И ее нужно исправлять немедл ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru