Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Влияние психолого-педагогических средств активизации учебного процесса на развитие познавательной сферы студентов

Педагогика и воспитание » Влияние психолого-педагогических средств активизации учебного процесса на развитие познавательной сферы студентов

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т. д.

Но вместе с тем в последние 10—15 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках реформ, т.е. в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции — формировать созидающую силу, созидательные силы общества.

Реализация идей реформирования высшей школы требует адекватного изменения типов высших учебных заведений. В связи с этим ряд российских политехнических вузов получил статус технических университетов, к которым предъявляются высокие требования. Технический университет является элементарным учебным заведением как в плане подготовленности педагогических кадров, так и в плане уровня интеллектуального развития студентов. В университет на конкурсной основе может поступить любой желающий.

Поэтому технический университет формируется как ведущее звено непрерывного профессионального образования в регионе, объединяющее функционально учебные заведения различного уровня.

Усвоение студентами знаний, выработка умений и навыков формируются главным образом в познавательной деятельности. В ходе обучения проявляются интересы, способности, мотивы, темперамент, характер и другие стороны психики студентов, поэтому преподаватели должны знать, от каких психических процессов, состояний и свойств зависит достижение главной цели, как использовать учебный материал и условия обучения для всестороннего развития будущих специалистов, их теоретической и практической подготовки. Безукоризненная логика изложения материала, глубина его содержания, целеустремленность, учет природы, принципов конкретной науки — все эти важнейшие слагаемые научной методики не дадут ожидаемых результатов, если преподаватель не будет учитывать психологическую сторону процесса обучения.

Перед педагогической психологией стоят большие задачи, от решения которых зависит успешность реализации педагогических проблем. Одна из них предполагает также построение психологических исследований, которое не столько обосновывает содержание, методы и принципы обучения и воспитания, сколько опережает устоявшуюся педагогическую практику, прокладывает для нее новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обучения и воспитания. Другая, вытекающая из первой задача обусловлена требованиями, которые предъявляет к высшей школе научно-технический прогресс. Здесь на первый план выступает проблема формирования познавательной активности, решение которой позволило бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после окончания вуза, обеспечивали бы человеку высокий уровень научной культуры.

При разработке вопросов эффективности обучения педагоги и психологи опираются на данные о сущности и закономерности протекания процесса учения. Учение — это особая форма индивидуального человеческого познания. Познавательная деятельность человека (независимо от того, что он познает), объективно познанная или непознанная, совершается по одним и тем же законам.

Учебный процесс в высшей школе, как показывают исследования В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, представляет собой осмысленную, напряженную умственную деятельность, характеризующуюся целями, мотивами, познавательными процессами, начиная с восприятия информации и кончая функционированием сложнейших творческих процессов, различными эмоциональными проявлениями и т. д. Учебная деятельность студентов — не только сообщение им определенного объема знаний, но и формирование творческого отношения к труду, что важно как для процесса обучения, так и для последующей самостоятельной работы.

Цель работы: проанализировать психологические условия формирования познавательной сферы студентов политехнического ВУЗа и изучить динамику ее развития под влиянием активизации учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать специфику обучения в ВУЗе и необходимость формирования активности студентов.

2. Раскрыть сущность самостоятельной работы студентов как основного проявления активности в процессе обучения.

3. Выявить психолого-педагогическую сущность методов стимулирования активности студентов.

4. Провести практическое изучение активности в познавательной сфере студентов политехнического ВУЗа.

Объект исследования: познавательная сфера студентов политехнического образования.

Предмет исследования: формирование познавательной сферы студентов политехнического образования в процессе обучения в политехническом ВУЗе.

Гипотеза исследования: традиционная система подготовки специалистов в политехническом ВУЗе способствует формированию предпосылок для развития активности студентов, однако нуждается в существенном дополнении специализированными средствами и методами развития активности.

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами исследования использовался следующий методологический аппарат: наблюдение, анализ психолого-педагогической литературы, экспериментально-психологические методики: «Методика диагностики воображения и образного мышления», методика диагностики логического мышления "Сложные аналогии", «Методика диагностики кратковременной памяти», «Тест Мюстенберга», методы статистической обработки.

Практическая значимость. Комплекс методов, применяемых в дипломном исследовании, может быть рекомендован для обследования познавательной сферы абитуриентов и студентов политехнического образования в качестве эффективной адаптации к учебной деятельности.

Данная работа включает в себя две главы, введение, заключение, список литературы и приложение.

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru