Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Развитие речи в онтогенезе

Страница 7

Видимо, по указанной причине предметный словарь дошкольников оказывается «переобогащенным» по отношению к этапу их речевого развития, на котором задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной в работе логопеда. Поэтому пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическом оформлении слов (общности их морфологического состава, способе связи с другими членами предложения и т.п). Только таким путем можно решить проблему коррекцию лексико-грамматических нарушений. Вычленение, осознание и использование детьми языковых средств выразительности играют существенную роль в становлении связной монологической речи. Сказанное относится к сознательному и произвольному употреблению разных частей речи, образных слов (определений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, метафор, олицетворений). Н.И. Жинкин признает возможность приобретения критики в части отбора и сочетания языковых средств, соответствующих замыслу изложения. В механизме отбора слов противостоят друг другу две тенденции: с одной стороны широта «упреждения слов» (слов, предстоящих включению в текст) и с другой стороны их отбор и отсев.

В речи дошкольников наблюдается повтор одних и тех же слов, свидетельствующий о недостаточной силе отклонения возникающих речевых средств, препятствующей замены на слово, соответствующее предмету изложения. Инертность слов (повтор одних и тех же слов), оговорки, неточности словоупотребления особенно чаще встречаются в устной речи, которая не располагает необходимым временем для отбора слов, поэтому ребенком употребляется та лексика, которая находится наготове («на кончике языка»). Педагогу необходимо заботиться о расширении фонда активного словаря и овладении детьми умением им пользоваться для разнообразных лексических построений.

Изучая особенности развития словаря в дошкольном возрасте, А.Н. Богатырева обнаружила, что понимание и употребление слов детьми 3-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько активно применяются эти слова в окружающей речевой среде и от способа организации деятельности дошкольников с соответствующими предметами .

К старшему дошкольному возрасту, дети преодолевают тенденцию «склеивания» антонимических шкал параметрических и качественно- оценочных прилагательных, характерную для младших дошкольников. На базе антонимических шкал формируются синонимы. В самостоятельных высказываниях детей 6 лет, по признанию В.И. Ядешко, может присутствовать до 5 однородных признаков предмета, характеризующих не только конкретные признаки описываемого предмета, но и отвлеченные, указывающие на принадлежность, состояние, качество.

В то же время, согласно исследованиям О.С. Ушаковой использование средств языковой выразительности детьми одного и того же возраста может быть неодинаковым, так как в стихийном опыте выразительность речи практически не формируется. Своевременные освоение средств выразительности зависит, прежде всего, от помощи со стороны взрослых в создании необходимых условий.

Кроме особенностей использования средств языковой выразительности старшими дошкольниками, обращают на себя внимание неточности словоупотребления. Недостаточное овладение лексикой языка приводит к неточностям в речи, которые особенно часто встречаются в пересказах, требующих от детей высокой произвольности в отборе языковых средств. Отчасти неточности словоупотребления обусловлены лексическими заменами, которые наблюдаются в процессе воспроизведения ребенком воспринимаемого сообщения. Запоминание мысли не связано с запоминанием слов, которыми она была выражена.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нюансы образования:

Причины и трудности усвоения навыка чтения
Возможные причины (речевые, психологические, операциональные) трудностей усвоения навыка чтения приведены в таблице. Компонент чтения Симптоматика нарушения чтения Психологические и речевые причины т ...

Обучение слагать стихи
Ниже представлены стихи для детей 6 лет. Необходимо стихи прочитать детям не до конца, а они должны закончить стих, подбирав слово близкое по смыслу и в соответствие с рифмой: Это красно лето к нам г ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru