Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Развитие речи в онтогенезе

Страница 7

Видимо, по указанной причине предметный словарь дошкольников оказывается «переобогащенным» по отношению к этапу их речевого развития, на котором задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной в работе логопеда. Поэтому пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическом оформлении слов (общности их морфологического состава, способе связи с другими членами предложения и т.п). Только таким путем можно решить проблему коррекцию лексико-грамматических нарушений. Вычленение, осознание и использование детьми языковых средств выразительности играют существенную роль в становлении связной монологической речи. Сказанное относится к сознательному и произвольному употреблению разных частей речи, образных слов (определений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, метафор, олицетворений). Н.И. Жинкин признает возможность приобретения критики в части отбора и сочетания языковых средств, соответствующих замыслу изложения. В механизме отбора слов противостоят друг другу две тенденции: с одной стороны широта «упреждения слов» (слов, предстоящих включению в текст) и с другой стороны их отбор и отсев.

В речи дошкольников наблюдается повтор одних и тех же слов, свидетельствующий о недостаточной силе отклонения возникающих речевых средств, препятствующей замены на слово, соответствующее предмету изложения. Инертность слов (повтор одних и тех же слов), оговорки, неточности словоупотребления особенно чаще встречаются в устной речи, которая не располагает необходимым временем для отбора слов, поэтому ребенком употребляется та лексика, которая находится наготове («на кончике языка»). Педагогу необходимо заботиться о расширении фонда активного словаря и овладении детьми умением им пользоваться для разнообразных лексических построений.

Изучая особенности развития словаря в дошкольном возрасте, А.Н. Богатырева обнаружила, что понимание и употребление слов детьми 3-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько активно применяются эти слова в окружающей речевой среде и от способа организации деятельности дошкольников с соответствующими предметами .

К старшему дошкольному возрасту, дети преодолевают тенденцию «склеивания» антонимических шкал параметрических и качественно- оценочных прилагательных, характерную для младших дошкольников. На базе антонимических шкал формируются синонимы. В самостоятельных высказываниях детей 6 лет, по признанию В.И. Ядешко, может присутствовать до 5 однородных признаков предмета, характеризующих не только конкретные признаки описываемого предмета, но и отвлеченные, указывающие на принадлежность, состояние, качество.

В то же время, согласно исследованиям О.С. Ушаковой использование средств языковой выразительности детьми одного и того же возраста может быть неодинаковым, так как в стихийном опыте выразительность речи практически не формируется. Своевременные освоение средств выразительности зависит, прежде всего, от помощи со стороны взрослых в создании необходимых условий.

Кроме особенностей использования средств языковой выразительности старшими дошкольниками, обращают на себя внимание неточности словоупотребления. Недостаточное овладение лексикой языка приводит к неточностям в речи, которые особенно часто встречаются в пересказах, требующих от детей высокой произвольности в отборе языковых средств. Отчасти неточности словоупотребления обусловлены лексическими заменами, которые наблюдаются в процессе воспроизведения ребенком воспринимаемого сообщения. Запоминание мысли не связано с запоминанием слов, которыми она была выражена.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нюансы образования:

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии
Практическая реализация системы заданий позволила нам сформулировать некоторые рекомендации, которые помогут учителю использовать информационные технологии при организации проектной деятельности дете ...

Научно-техническое творчество в общеобразовательной школе
В последнее время растет интерес психологов, педагогов и методистов к проблематике научно-технического творчества в образовательной деятельности. Это вызвано объективной и осознаваемой обществом роль ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru