Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Профессионально-значимые качества личности учителя как предмет исследования

Страница 1

Проблемой формирования профессионально – значимых качеств личности будущих учителей стали заниматься с конца XIX века. П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.

В философском энциклопедическом словаре: «Качество - философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность, отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто ограниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов».

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «качество» определяется как «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность», или, как «то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь». Следовательно, с психологической точки зрения «качество» можно определить как наличный уровень проявления какой-либо стороны возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен - природными особенностями, их развитием или знаниями и умениями; при этом в качество включаются не все приобретаемые человеком знания и умения, а только те, которые помогают проявлению той или иной стороны возможностей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет уточнить само понятие “профессионально-значимое качество”. Под профессионально-значимыми качествами мы понимаем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения (В.Д. Шадриков). К данным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПЗК. В логике нашего исследования мы также принимаем точку зрения К.М. Левитан (175) на понимание “профессионально-значимого качества” как постоянного, закрепившегося отношения к своей профессии, к себе, к труду, людям, природе, вещам и определенной системы мотивов, форм и способов профессионального поведения, в котором эти отношения реализуются. По её мнению, понятие “профессионально-значимое” объединяет внутреннее и внешнее и заключает в самом себе диалектику субъективации и объективации, выделяет и конкретизирует главное в предметном содержании мотивации и регуляции поведения педагога.

ПЗК, составляющие структуру готовности студентов к творческой деятельности включают в себя не только творческие способности (гибкость и оригинальность мышления и т.д.), но и другие профессионально важные качества (профессионализм, аттракция, эмпатия и т.д.), которые в единстве между собой образуют систему качеств, позволяющих оптимально менять содержание, формы, методы и приемы деятельности в соответствии с новыми педагогическими условиями.

Наиболее часто встречающиеся ПЗК личности педагога: пед. эрудиция и мышление; психическое и физическое здоровье; атракция и любовь к детям; способность к эмпатии; креативность; пед.наблюдательность и сензитивность к потребностям учащихся; способность к рефлексии; экстраверность и жизнерадостность; способность к самообразованию; энтузиазм и жизнерадостность; ответственность и аккуратность; высокий профессионализм

Ю.Н.Кулюткин выделяет три группы качеств личности, имеющих для педагога профессиональную значимость:

способность понимать внутренний мир другого человека;

способность к активному воздействию на ученика

эмоциональная устойчивость, т.е. способность владеть собой.

Ю.К.Бабанский приводит следующую классификацию:

I. Личностные:

потребность работы с детьми;

идейно - политический и культурный кругозор, настойчивость в работе;

педагогическая ориентировка, мобильность, чувство нового и педагогический такт;

требовательность к себе и другим;

II. Качества, связанные с учебной деятельностью:

знание предмета;

умение оценивать качество знаний, умений и навыков;

умение планировать работу, осуществлять развитие мышления, формирование интереса, умение эффективно выполнить план, осуществить межпредметные связи, индивидуальный подход, формировать навыки учебного труда;

знание психолого-педагогических основ обучения

III. Качества, связанные с воспитательной работой учителя:

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru