Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Развитие профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе "Театр моды"

Педагогика и воспитание » Развитие профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе "Театр моды"

В условиях ускорения научно-технического и информационного прогресса, а также важнейших экономико-социальных преобразований, осуществляемых в стране, на первый план в области высшего образования выходит проблема подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени, обладающих, помимо качественной профессиональной подготовки, также развитым творческим мышлением, неординарным воображением.

С изменениями требований общества изменяются требования, предъявляемые к педагогам. На современном этапе развития гражданского общества в России становится востребованным либерально-демократический стиль педагогической деятельности и как следствие этого, становятся востребованными соответствующие профессионально-значимые качества (ПЗК) личности педагога. На этапе профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении возникает необходимость формирования творческого подхода. Этот процесс осложняется преобладанием в учебно-воспитательной деятельности педагогического университета репродуктивных форм в организации обучения студентов. Это способствует формированию догматического мышления у студентов, которое в свою очередь, не позволяет им в достаточной степени самостоятельно определять траекторию развития своих профессионально значимых качеств личности и профессионального развития личности в целом.

Формирование ПЗК личности студента будет определять в его будущей педагогической деятельности индивидуальный стиль деятельности. От данных качеств будет зависеть выбор методов, приемов и средств в учебно-воспитательном процессе, а, следовательно, зависит стремление к профессиональному саморазвитию, которое, в свою очередь, разнообразит данный выбор.

В рамках специальности «Технология и предпринимательство» педагогического вуза в процессе подготовки будущих учителей, решается ряд вышеизложенных задач. Это достигается путем того, что студенты имеют возможность применить полученные теоретические знания, умения и навыки на практических занятиях, в частности в процессе занятий в творческом коллективе. Именно на занятиях в творческом коллективе студент может и должен осваивать практическое применение теоретических знаний, получаемых им на специальных дисциплинах, что, закономерно, будет способствовать развитию профессионально-значимых качеств личности, росту мотивации студентов к учебе, улучшению качества усвоения ими знаний, развитию педагогических способностей, формированию навыков самообразования и самореализации личности, профессиональному самоопределению,

Обеспечение возможности раскрытия потенциала личности студента, его самореализации при выполнении выбранного им творческого проекта, деятельность «от проблемы к задаче, от задачи к проекту, от проекта к его воплощению и защите» (В.Д. Симоненко), накладывает определенные требования к организации занятий в творческом коллективе.

Это относится, прежде всего, к желательности обеспечить условия, близкие к реальной деятельности. При этом студент, используя в качестве инструмента, в том числе, и инновационные технологии, будет способен проявить свою индивидуальность, выразить себя как личность, что хорошо согласуется с рядом основных задач сегодняшней системы образования: формирование и развитие профессиональных и нравственных качеств, социальной активности, а также творческого потенциала личности.

Однако существующий уровень подготовки по специальности «Технология и предпринимательство», который для оптимального решения названных выше задач, должен владеть инновационными методами, не в полной мере удовлетворяет требованиям успешной реализации указанного подхода.

Таким образом, процесс подготовки специалиста, способного самостоятельно видеть, находить, эффективно решать и оценивать (в том числе - с учетом социальных последствий) поставленные задачи, становится в настоящее время одной из главных целей системы образования, однако при этом следует отметить ряд проблем:

• преобладание традиционной информационной модели обучения, не обеспечивающей роста эффективности усвоения возрастающего объема знаний;

• недостаточное использование современных дидактических инструментов для развития познавательной самостоятельности и творческого мышления студентов;

• недостаточная вариативность традиционного обучения, обусловленная, в том числе, объективными трудностями оперативного учета изменяющихся внешних условий;

• недостаточная связь учебного процесса с реальной профессиональной деятельностью и др.

Изучению профессионально-значимых качеств посвящены работы П.Ф. Каптерева, А. К. Марковой, Т. И. Петрухиной, Л.М. Митиной, Р.Х. Нуриманшиной и др.

Профессиональной подготовке учителя в педагогических вузах посвящены научные исследования О.А.Абдулиной, В.И.Слободчикова, А.И.Щербакова, Н.М.Яковлевой и др.

Проблему подготовки будущих учителей к учебно-воспитательной работе изучали В.А.Сластенин, С.Г.Вершловский, Э.П.Козлов и др.

Проблема совершенствования, развития и коррекции профессиональных умений и личностных качеств педагогов решалась Г.А.Ковалевым, Р.В.Овчаровой, Л.А.Петровской и др.

В работах Б.И. Адаскина, О.С. Гребенюка, М.Я. Любина, А.П. Сейтешева, А.Г. Соколова, В.Е. Чахоянц, М.А. Чокля и др. исследуются проблемы воспитания интереса к профессии, формирования профессиональной направленности, готовности к труду, положительных мотивов учения и труда.

Налицо противоречие между реальным развитием общества, потребностями в соответствующем уровне подготовки специалистов и отсутствием работы, направленной на формирование и развитие профессионально-значимых качеств личности учителя технологии в новых условиях образовательной практики.

С учётом вышеназванного противоречия был сделан выбор темы квалификационной работы: «Развитие профессионально – значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды»

Целью исследования является определение педагогических условий формирования и развития профессионально – значимых качеств личности будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театр моды».

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих учителей технологии в условиях педагогического университета.

Предмет исследования - процесс развития профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, была сформулирована гипотеза, основанная на том, что процесс формирования и развития профессионально-значимых качеств личности будущего учителя будет результативным, если:

- основная форма обучения в ВУЗе будет оптимально сочетаться с реализацией подготовки будущих учителей технологии в рамках творческого коллектива «Театр моды»;

- организация занятий творческого коллектива «Театр моды» осуществляются с учетом следующих условий: активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии через участие в творческом коллективе «Театр моды»; создание ситуации, направленной на осмысление профессиональной деятельности; организация личностно – ориентированной среды, способствующей развитию профессиональных качеств студентов, занимающихся в творческом коллективе «Театр моды».

В работе, исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, решались следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе историко-педагогический аспект формирования профессионально – значимых качеств личности учителя.

2. Изучить использование инновационных форм обучения с организацией личностно-ориентированной среды.

3. Обосновать эффективность сочетания основных форм обучения в ВУЗе с реализацией подготовки учителей технологии в рамках творческого коллектива «Театр моды».

4. Разработать и апробировать на практике учебные занятия в творческом коллективе «Театр моды» с целью формирования и развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии.

Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам: профессиональная подготовка учителя (Маркова А.К., Л.Б. Ительсон, Н.В.Кузьмина, Белухин Д.А., В.В. Маткин, Юзефавичус Т.А. и др.); трудовое обучение и образовательная область "Технология" (П. Р. Атутов, А.К.Бешенков, Б. В. Пальчевский и др.).

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ историко-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, анализ и сравнение полученных экспериментальных данных, выводы, психодиагностический эксперимент: тест на уровень рефлексивности (под ред. М.К. Тутушкиной); тест на определение профессиональной самооценки; анкета: «Мотивация обучения студентов», «Мотивация обучения» по методике Т.И. Ильиной, методика Н.А. Беляевой.

Экспериментальная база исследования: естественно – технологический факультет Челябинского государственного педагогического университета. Выборка студентов, обучающихся по специальности «Технология и Предпринимательство» (девушки), в количестве 30 человек

Наша квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность; определение цели, объекта, предмета исследования, формулируется гипотеза, задачи и методологическая основа.

В первой главе «Теоретический анализ развития профессионально-значимых качеств личности будущих учителей технологии» даётся анализ состояния исследуемой проблемы, определяются основополагающие понятия исследования.

Во второй главе «Опытно экспериментальная работа по развитию профессионально-значимых качеств будущих учителей технологии в творческом коллективе «Театра моды» обосновывается выбор цели и задач исследования, методов экспериментального исследования, анализируются результаты экспериментальной работы.

В заключении квалификационной работы приводятся обобщения и выводы, вытекающие из проводимого исследования, обосновывается достоверность гипотезы, степень реализации поставленных задач, обозначение перспектив.

Нюансы образования:

Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации процесса обучения
Как известно, индивидуализация обучения является одним из ведущих принципов дидактики. При обучении иноязычному говорению этот принцип приобретает еще большее значение, так как индивидуальным, неповт ...

Языковая лаборатория
Языковая лаборатория отличается от лингафонного устройства тем, что она дополняется имеющимся в школе комплектом проекционной аппаратуры. Для этого в пульте управления учителя предусмотрено дистанцио ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru