Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Профессионально-значимые качества личности учителя как предмет исследования

Страница 2

умение оценивать результаты;

планирование воспитательной работы, индивидуальный подход в воспитании;

знание психолого-педагогических основ воспитания;

внеклассная работа по предмету

Итак, под профессионально-значимыми качествами понимают профессионально и личностно значимую существенную определенность, благодаря которой будущий специалист, а в нашем случае технолог, является именно профессионалом в своей сфере деятельности и благодаря которой он отличается от непрофессионала.

Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности), «педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам». Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества - направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Суммируя личностные качества, необходимые учителям для эффективной работы, Р. Бернс выделяет в первую очередь следующие: 1. Стремление к максимальной гибкости; 2. Способность к эмпатии, т.е. понимание чувств других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды; 3. Умение придать личностную окраску преподаванию; 4. Установка на создание позитивных стимулов для самовосприятия учащихся; 5. Владение стилем неформального, теплого общения с учащимися; предпочтение устных контактов на уроке письменным; 6. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что в настоящее время существует несколько точек зрения на проблему профессионально значимых качеств учителя технологии.

Т. И. Петрухина рассматривает профессиональные качества учителя технологии в соответствии с профессиональными требованиями и стандартами, предъявляемыми к этой профессии: наличие увлеченности своим трудом, стремление к самосовершенствованию, деликатность, наличие такта, наличие наблюдательности, воображения, аккуратности, наличие профессиональной направленности внимания, профессиональная компетентность, работоспособность.

Авторы пособия «Комплекс тестовых заданий для диагностики качества профессиональной подготовки по специальности Учитель технологии» выделяют следующие профессиональные качества учителя технологии: способность принимать новое, умение реагировать на изменение условий деятельности, терпимость к чужому мнению, сдержанность, наличие коммуникативных способностей.

Интересующей нас проблеме в той или иной степени уделяли внимание такие исследователи как Т.В. Гончаренко, Л.И. Добрякова, Е.В. Егорова, В.В. Ефросинина, Л.П. Малахова, Г.М. Румянцева, А.К. Маркова, Н.Е. Семенко, Г.В. Серкутьева, Н.Г. Худолий, П.Ф. Каптерев и др.

Среди качеств необходимых учителю технологии, исходя из анализа деятельности, Р.Х. Нуриманшина выделяет следующие: эстетическое чутье, художественный вкус, творческое воображение, эмоциональную устойчивость, а также коммуникативные способности.

Исходя из вышесказанного, к профессиональным качествам учителей технологии можно отнести следующее: непрерывную сосредоточенность, внимание и аккуратность, усидчивость, эстетическое чутье, художественный вкус, творческое воображение, оригинальность, эмоциональную устойчивость, а также коммуникативные способности, стремление к самосовершенствованию, деликатность, наличие такта, наличие наблюдательности, профессиональную компетентность, работоспособность, способность принимать новое, умение реагировать на изменение условий деятельности, терпимость к чужому мнению, сдержанность.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Социокультурный подход к измерению образовательных результатов
Социокультурный подход к измерению образовательных результатов направлен на оценивание способности учащегося ориентироваться в социальной и социокультурной действительности; способности «удерживать», ...

Психологические барьеры в деятельности педагога
Термин «барьер» (от французского - преграда, препятствие) в психологическом значении рассматривается как психологическая реакция человека на препятствие, сопровождающаяся возникновением напряженного ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru