Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Принцип систематичности и последовательности

Педагогика и воспитание » Принципы обучения в физическом воспитании » Принцип систематичности и последовательности

Страница 1

Принцип систематичности и последовательности вытекает из закономерностей образования, воспитания и развития, которые приобретают особый смысл в дидактических процессах в физическом воспитании. Эффект обучения обусловлен целостностью педагогического процесса, которая обеспечивается наличием логически обоснованной иерархии циклов технологии реализации учебно-воспитательного процесса. В этой иерархии каждый цикл имеет собственную педагогическую систему, базирующуюся на взаимосвязанных и взаимообусловленных целях .

Реализуя этот принцип, учитель разрабатывает систему целей преподавания дисциплины:

– цель предмета на учебный год (каждая параллель классов), включая цели периодов учебного года (четверть, триместр, семестр);

– цель раздела учебной программы;

– цель каждого урока физической культуры.

Адекватно целям может быть обоснована система педагогических задач как конкретизированные направления их (целей) достижения. Соответственно складываются системы содержания и дидактических процессов:

– системность и последовательность деятельностей преподавания и учения; учебного материала, представляющего фрагменты или порции содержания образования, которые во взаимодействии приобретают характер средств его осуществления;

– формы организации взаимодействия учителя и учащихся и методы их реализации.

В преемственности составляющих педагогических систем циклов технологии дидактических процессов и заключается учет принципа последовательности в преподавании предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе. Единая система уроков складывается из отдельных уроков, которые объединяются в недельные циклы и циклы периодов учебного года. Последние образуют большой цикл – цикл учебного года. При достижении цели каждого отдельно взятого урока физической культуры последовательно реализуются цели учебной четверти, учебного года и в целом преподавания предмета в течение 11-12 лет обучения детей в школе по ее ступеням – начальной, основной и полной средней.

Каждая порция, или фрагмент, содержания образования, которая включена в учебную программу по физической культуре в системе и последовательности изучения школьниками, представляет собой ступеньку, опирающуюся на предыдущее и служащую основанием для последующей. Учебный материал предъявляется для усвоения учащимися последовательно с учетом возрастных возможностей школьников. Учитель применяет систему подводящих и подготовительных физических упражнений.

Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Заведомо ясно, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.

Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т.е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Достаточно относительно небольшого перерыва, как начинается угасание возникших условнорефлекторных связей, снижение достигнутого уровня функциональных возможностей и даже регресс некоторых морфологических показателей (уменьшение удельного веса активной мышечной ткани, нежелательные изменения ее структурных компонентов и т.д.). Согласно имеющимся данным, некоторые регрессивные изменения выявляются уже на 5-7-й день перерыва.

Поэтому понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен – в том смысле, что он не имеет перерывов, приводящих к неоправданным утратам. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха.

Система оптимального чередования нагрузок и отдыха станет яснее, если рассмотреть общую схему процессов, происходящих в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, которая представлена на рис. 1.

Как видно из схемы, эти процессы неоднозначны и протекают по определенным фазам. Можно условно принять, что первая – рабочая – фаза охватывает целиком отдельное занятие и включает нагрузку непрерывного характера (допустим, длительный бег). За время рабочей фазы происходит реализация потенциальной работоспособности организма, что показано на схеме кривой РП, обозначающей динамику рабочей производительности, и кривой Р, изображающей изменение уровня рабочих возможностей. Это сопряжено, с одной стороны, с повышенной функциональной активностью органов и систем, осуществляющих работу (кривая Ф), и повышенным уровнем энергообразования (кривая Э), а с другой – с постепенным исчерпанием рабочих ресурсов, в частности вещественных источников энергии, таких, как гликоген и др. (кривая В). Ближайший эффект отдельного занятия (на схеме БЭ) выражается при достаточно большой нагрузке в утомлении, сниженной работоспособности, измененном балансе обменных процессов, вещественных и энергетических. Вместе с тем этот эффект характеризуется образованием определенных функциональных предпосылок формируемых двигательных навыков (функциональные связи в центральной нервной системе, возникающие – согласно современным физиологическим представлениям – по механизму так называемой оперативной кратковременной памяти).

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Психофизиологические особенностей детей 7-9 - лет, способствующие развитию творческой активности
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребёнка с 7 до 9 лет. Наиболее характерная черта периода состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится шко ...

Психофизическое развитие детей в онтогенезе
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двига ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru