Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Принцип систематичности и последовательности

Педагогика и воспитание » Принципы обучения в физическом воспитании » Принцип систематичности и последовательности

Страница 3

Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом случае должна сохраняться непрерывность процесса, обеспечиваемая не только путем воспроизведения рабочих фаз, но и благодаря оптимальным интервалам между ними. Рациональный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.

Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха зависит от конкретных задач, уровня предварительной подготовленности занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других условий. В массовой практике физического воспитания проводят обычно 2-3 занятия еженедельно (не считая утренней зарядки и других дополнительных форм занятий). По мере повышения подготовленности интервалы между занятиями уменьшаются и процесс физического воспитания как бы уплотняется.

Повторяемость и вариативность. В процессе физического воспитания ярко выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения, по и последовательность их в занятиях, а также – в определенных чертах – и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса.

Однако если ограничиться лишь повторением (понимая под этим стереотипное воспроизведение пройденного), то рано или поздно это приведет к косности приобретенных навыков и приостановит развитие физических способностей. Поэтому повторяемость – только одна из черт рационального построения процесса физического воспитания. Столь же существенное значение имеет противоположная черта – вариативность, т.е. широкое видоизменение упражнений и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их применения, обновление форм и содержания занятий. Проблема оптимального сочетания этих противоположностей (повторяемости и вариативности) должна быть постоянно в поле зрения специалиста физического воспитания при построении системы занятий.

Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступности. Ведь, намечая путь следования в процессе физического воспитания, надо исходить прежде всего из возможностей занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т.д. Доступность, таким образом, обусловливает последовательность. Но проблема последовательности не сводится к проблеме доступности, поскольку на каждом данном этапе физического воспитания возможны различные пути следования, причем все они могут быть посильными.

При выборе пути следования в процессе обучения и воспитания руководствуются правилами "от известного к неизвестному", "от простого к сложному", "от легкого к трудному". Эти правила выражают лишь некоторые, далеко не безусловные, моменты последовательности и потому нуждаются в конкретизации и существенных дополнениях .

Если иметь в виду процесс физического воспитания в целом (в многолетнем аспекте), то общая последовательность материала определяется закономерностями возрастного развития и логикой, перехода от широкого общего физического образования к более углубленным специализированным занятиям, осуществляемым в единстве с дальнейшей общей подготовкой.

Известно, что биологические предпосылки для использования различных средств физического воспитания складываются не одновременно. Раньше всего созревают функции, определяющие координацию и быстроту движений, позже достигают максимума силовые качества и еще позже появляется возможность предельных проявлении выносливости. В соответствии с этим на ранних этапах физического воспитания преобладают упражнения, требующие по преимуществу координационных и скоростных способностей, затем повышается удельный вес силовых упражнений, позже – упражнений, предъявляющих особо высокие требования к выносливости. Конечно, это нельзя понимать в том смысле, что физические качества воспитываются поочередно. Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к закономерностям возрастного развития.

Вполне логичен переход от широкого общего физического образования к специализированным занятиям. Вначале осваивается то, что составляет элементарную основу всевозможных видов деятельности и служит предпосылкой дальнейшего совершенствования (элементарные гимнастические движения, жизненно важные навыки в ходьбе, беге, метаниях и т.д.). На этой основе строится специализация в избранном виде спортивной или профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Социально-педагогический контекст современной системы иноязычного образования
Анализ социально-педагогического контекста, в котором функционирует система образования, отражает основные положения образовательной политики в отношении иностранных языков. Государственная политика, ...

Этапы и методы социально-педагогического исследования
Различают три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий. 1 этап исследования – постановочный. На этом этапе осуществляется в ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru